Традиционные китайские картины создавались с помощью "четырех сокровищ рабочего кабинета" (wénfáng sìbǎo) - бумаги, кисти, чернильного камня и туши. Владение "четырьмя сокровищами" было показателем образованности. С помощью этих четырех инструментов китайские художники создавали поистине уникальное и необычное явление в мировой культуре - китайскую живопись. Китайцы боготворят свое искусство, посвящают ему целые трактаты, совмещают картины с надписями (китайская каллиграфия также является самостоятельным видом искусства; китайские иероглифы порой раскрывают весь смысл картины, а иногда и сами являются символами) и создают через тонкие изящные детали свою собственную философскую картину мира.
Китайская живопись (или guó huà) структурирована по жанрам:
1) Пейзажи с изображением гор и вод (shān shuǐ);
2) Флора и фауна (huā niǎo huà);
3) Живопись бамбука (mò zhú);
4) Портреты (rén wù).
Китайская живопись иносказательна. Ее не нужно рассматривать, ее нужно читать - каждый элемент несет в себе скрытый смысл. Например, центральное место в системе китайского символизма занимает образ петуха. Согласно китайской традиции, петух олицетворяет смелось и достоинство. У петуха есть пять добродетелей: ученость (гребень), военная доблесть (шпоры), храбрость (сразу нападает на врага), великодушие (увидев зерно, зовет остальных), точность (не пропускает время рассвета).
Символ выносливости и непреклонности - бамбук. Он заслужил это значение благодаря своей прочности, упругости и быстрому росту. Бамбук является одним из "четырех благородных растений" (помимо бамбука в эту категорию входят слива, хризантема и орхидея).
Еще одной особенностью китайской живописи является ее единство с каллиграфией. В эстетическом смысле каллиграфия выражает внутренний мир человека. Это не просто коммуникационные символы, а искусство.
Живопись - это душа Китая. Изящная и замысловатая, одухотворенная и традиционная, она в полной мере воплощает китайскую действительность.
Прошу вас насладиться моей подборкой:
Традиционное искусство Китая