Романтизм возник в Европе конца 18 века. Он позиционируется как итог развития и переосмысление классического стиля.
В отличие от
классицизма с его стремлением к гармоничному идеалу, сдержанности, основным лейтмотивом романтизма стал человек как личность, конфликт между внутренним осознанием своей сущности и реалиями, требованиям общества. Борьба и тяга к свободе, попытка человека освободиться, найти убежище в стороне от закостеневших и несправедливых догм времени – вот главные темы картин, свойственных романтизму. Буйство природы, стихия, изображения животных в разгаре действа, например, охоты - тоже в ведении художников романтизма. Желая подчеркнуть эти конфликты, художники не отвергли классические принципы, а расширили их.
Стилистике романтизма присущи более яркие краски и контрасты, динамическая экспрессия, временами - отход от строгих норм перспективы и композиции.
Первые романтические полотна были написаны в Англии, в основном это были пейзажи. Окончательно романтизм сформировался в начале XIX века во Франции на волне бурных исторических событий революции и наполеоновского правления.
К концу первой трети XIX века романтизм стал одним из основных европейских художественных течений своего времени, с успехом был воспринят и в США. Во второй половине XIX века постепенно был вытеснен академизмом и импрессионизмом.
Драматизм, аллегоричность и мистицизм, характерные для сюжетов художников-романтиков, немало повлияли на дальнейшее развитие живописи.
Отголоски романтизма можно проследить в символизме, постимпрессионизме, модернизме и даже в сюрреализме.
Знаковые картины стиля романтизм:
«
Плот фрегата „Медуза“»,
Теодор Жерико, (1819)
«
Свобода, ведущая народ»,
Эжен Делакруа, (1830)
«
Последний день Помпеи»,
Карл Брюллов (1830−1833).
Художники стиля романтизм:
Т. Жерико,
Э. Делакруа,
О. Домье,
А. Л. Бари,
Ф. Рюд,
Дж. Констебл,
Р. Бонингтон,
У. Тёрнер,
Ф. О. Рунге,
К. Д. Фридрих,
Й. А. Кох, Дж. Иннесс,
А. П. Райдер, В. Мадарас,
Л. Галле,
Й. Манес,
П. Михаловский,
Я. Матейко,
О. А. Кипренский,
В. А. Тропинин,
А. А. Иванов,
К. П. Брюллов,
И. К. Айвазовский.