войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Аллегорические сцены в живописи

11 297 работ, 2 118 художников
Аллегория (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание, «говорить иначе») представляет собой изобразительный прием, используя который,  художники могут привносить тайный смысл в свои произведения. Авторы скрывают основную идею от прямолинейного восприятия, заключая её в яркие конкретные образы.

С момента зарождения живописи художники придумывали и создавали систему символов, в итоге, возник аллегорический язык изобразительного искусства. В эпоху тоталитарного правления или идеологического давления это позволяло автору критиковать власть, религию, конкретных людей или социальные явления без опасения за жизнь и свободу творчества. В таком случае художник наполнял произведения символами, которые понятны исключительно узкому кругу людей и требуют глубинного знания аллегорического языка. Во времена свободы и поддержки деятелей искусства зрители наслаждались умением мастера подбирать неожиданный и запоминающийся символический образ, добиваясь осмысленной глубины произведения.

Аллегорические сцены и символы содержит жанровая, историческая и мифологическая живопись, пейзажи, портреты, карикатуры и даже натюрморты, в которых предмет теряет житейский смысл и приобретает аллегорическое значение. Автор сам выбирает количество символов и способ воплощения иносказательного повествования: предметный, сюжетный или образный. Так, женщина с весами в руках символизирует правосудие, песочные часы говорят о потере времени, а поиск на теле блох олицетворяет душевное покаяние. Зритель имеет возможность той или иной трактовки отдельных символов, но значения складываются в целостную картину и однозначную идею.

Великие художники часто использовали аллегории. Иносказательные сцены присутствуют на полотнах Возрождения, в живописи маньеризма, барокко и классицизма. На протяжении XIX века аллегории приобретали политический акцент, а в XX веке появилось отдельное течение в изобразительном искусстве – символизм.

Картины, которые содержат аллегорические сцены: «Смерть скупца» 1491 Иероним Босх; «Воз сена» 1515, «Аллегория изобилия» 1525 Ян Брейгель Младший; «Свобода, ведущая народ» 1830 Эжен Делакруа; «Апофеоз войны» 1871 Василий Верещагин; «Война. Всадница раздора» 1894 Рене Руссо; «Суть дела» 1928 Рене Магритт.

Художники, использующие аллегорические сцены, в своих работах: Иероним Босх, Антонис ван Дейк, Эжен Делакруа, Питер Пауль Рубенс, Рене Магритт, Отто Дикс.
Смежные направления
Живопись
288 254 работы, 28 625 художников
Масло
117 724 работы, 10 243 художника
Символизм
10 015 работ, 1 676 художников
Жанровая сцена
37 972 работы, 4 465 художников
Лента