Аллегория (от др.-греч. ἀλληγορία —
иносказание, «говорить иначе») представляет собой изобразительный прием, используя который, художники могут привносить тайный смысл в свои произведения. Авторы скрывают основную идею от прямолинейного восприятия, заключая её в яркие конкретные образы.
С момента зарождения живописи художники придумывали и создавали систему символов, в итоге, возник аллегорический язык изобразительного искусства. В эпоху тоталитарного правления или идеологического давления это позволяло автору критиковать власть, религию, конкретных людей или социальные явления без опасения за жизнь и свободу творчества. В таком случае художник наполнял произведения символами, которые понятны исключительно узкому кругу людей и требуют глубинного знания аллегорического языка. Во времена свободы и поддержки деятелей искусства зрители наслаждались умением мастера подбирать неожиданный и запоминающийся символический образ, добиваясь осмысленной глубины произведения.
Аллегорические сцены и символы содержит жанровая, историческая и мифологическая живопись, пейзажи, портреты, карикатуры и даже натюрморты, в которых предмет теряет житейский смысл и приобретает аллегорическое значение. Автор сам выбирает количество символов и способ воплощения иносказательного повествования: предметный, сюжетный или образный. Так, женщина с весами в руках символизирует правосудие, песочные часы говорят о потере времени, а поиск на теле блох олицетворяет душевное покаяние. Зритель имеет возможность той или иной трактовки отдельных символов, но значения складываются в целостную картину и однозначную идею.
Великие художники часто использовали аллегории. Иносказательные сцены присутствуют на полотнах Возрождения, в живописи маньеризма, барокко и классицизма. На протяжении XIX века аллегории приобретали политический акцент, а в XX веке появилось отдельное течение в изобразительном искусстве –
символизм.
Картины, которые содержат аллегорические сцены: «
Смерть скупца» 1491 Иероним Босх; «Воз сена» 1515, «
Аллегория изобилия» 1525 Ян Брейгель Младший; «
Свобода, ведущая народ» 1830 Эжен Делакруа; «
Апофеоз войны» 1871 Василий Верещагин; «Война. Всадница раздора» 1894 Рене Руссо; «
Суть дела» 1928 Рене Магритт.
Художники, использующие аллегорические сцены, в своих работах:
Иероним Босх,
Антонис ван Дейк,
Эжен Делакруа,
Питер Пауль Рубенс,
Рене Магритт,
Отто Дикс.