Самым известным художником, работавшим в стиле
кубизма, является
Пабло Пикассо. Собственно, он является основоположником данного авангардисткого направления в искусстве. Написанные им в 1907 году «
Авиньонские девицы» стали первым полотном в кубическом стиле.
Своим появлением это знаковое произведение обязано увлечению Пикассо африканской скульптурой, а также влиянию творчества
Поля Сезанна, которые нашли выражение в попытке по-новому посмотреть на живопись, экспериментируя и ища новые грани. Знаковыми особенностями полотна стали огрубленные и разложенные на плоскости контурные изображения женских фигур, полностью лишенные перспективы и элементов светотени. «Авиньонские девицы» стали своего рода вызовом традициям реализма.
Однако само понятие кубизма сформировалось несколько позже, его связывают также с именем другого художника –
Жоржа Брака, который активно сотрудничал с Пикассо вплоть до начала первой мировой. А термин появился в 1908 году с легкой руки критика Луи Векселя: серия картин Брака, в которой он обыгрывал изображения гор и деревьев в виде пирамид и кубов, получила критически-насмешливое определение «кубических причуд». И вскоре, преимущественно благодаря серии этих картин в стиле кубизм, термин прижился.
Еще одним знаковым полотном, отождествляемым с ранней живописью в стиле кубизма, отнесенной искусствоведами к аналитической стадии направления, стала «Мандора», написанная Браком в 1909-1910 годах. Эта картина появилась как следствие решения художника отказаться от пейзажей и продолжить творческие поиски в натюрмортах.
Несколько позже, начиная с 1912 года, картины в стиле кубизм обзаводятся новым элементом выразительности: на полотнах появляются отдельные буквы, слова, набранные типографскими шрифтами, а затем и наклейки. Содержанию эти элементы зачастую не соответствовали, они, скорее, служили ориентирами для публики, позволяющими понять замысел художника.
Как видели художники кубизм: особенности стиля и его стадии
Картины в стиле кубизм – это сознательный уход к элементарным мотивам и простым формам, а также к аскетичности цвета. Однако наиболее колоритно данные черты проявляются на ранней стадии направления, получившей название «сезанновский кубизм». Яркими представителями этой стадии кубизма можно считать полотна художника Жоржа Брака «
Тарелка и блюдо с фруктами» и «
Музыкальные инструменты», а также натюрморт самого Пабло Пикассо «
Блюдо с фруктами».
Следующая стадия кубизма – аналитическая: форма предмета будто разбивается на мелкие блоки, грани и срезы, легко отделяемые друг от друга, распластываясь при этом на плоскости холста и стирая барьеры привычного видения пространства. Одним из лучших примеров картин в стиле кубизма аналитической стадии является «
Портрет Канвейлера», написанный Пикассо в 1910 году.
Последняя, синтетическая стадия кубизма характеризуется большей декоративностью, цвета и оттенки становятся более яркими и красочными. А основным приемом структуризации содержимого полотна становится коллаж: объекты как бы синтезируются из разномастных элементов, которыми, в том числе, выступали обрывки газет и обоев с орнаментом. Ярким образчиком стадии считается «
Газета, бутылка, пачка табака» Брака.