Мифологические сцены в живописи изображают сюжеты и персонажей античных мифов, народных сказок, легенд и преданий. Культура Древней Греции и Рима подарила человечеству массу богов и героев, которые жили земной жизнью: сражались за власть, создавали семейные союзы, совершали подвиги и плели интриги. Мифология рассказывает о чертах характера и взаимоотношениях в человеческом обществе: о храбрости нежности, предательстве, материнстве или любви. В изобразительном искусстве мифологический жанр сформировался в Средние века и иллюстрировал легенды и предания.
Изображения героев и богов античности появились еще в дохристианскую эпоху и заняли важное место в творчестве художников
Ренессанса.
Сандро Боттичелли (1445 – 1510) создавал волшебные полотна с изображением античных персонажей и вошел в историю искусства как «
отец мифологического жанра». Художники Возрождения воплощали эстетические каноны древнего искусства и наполняли произведения скрытым смыслом, при помощи сказок иллюстрировали моральные и этические проблемы человека и общества. В XVIII веке мифологические сцены стали частью идеологии государства и стали содержать социальный и политический подтекст: изображая полководцев и правителей в образе античных богов, мастера передавали события в государстве при помощи батальных или жанровых сцен «на небесах». В XIX-XX веке в моду вошли этнические мотивы и культура славян, кельтов, индейцев, африканцев. Былинные богатыри и персонажи народных сказаний вытеснили с полотен художников обитателей Олимпа.
В центре сюжета мифологической сцены - боги, герои сказок и легенд, сказочные существа и выдуманные исторические персонажи. Художник уделяет огромное внимание перспективе и объему изображения, чтобы создать у зрителя впечатление реалистичности происходящего. Картины выделяются многочисленными яркими образами, детальной проработкой, насыщенным и динамичным сюжетом, обилием обнаженной натуры. С помощью игры света и тени, ярких оттенков, контрастного изображения живописцы выводят героев на первый план, создают глубину изображения, усиливают воздействие полотна на зрителя. Картины содержат тайные символы и тонкие аллегории: женская нагота олицетворяет чистоту и беззащитность, а уродливые черты свидетельствуют об отношении автора к характеру и поступкам персонажа. Поэтому для полноценного восприятия и понимания живописного полотна нужно владеть набором знаний о сюжете и особенностях эпохи. При помощи мифологических сцен художник открывает окно в сказку и пробуждает фантазию зрителя.
Картины с мифологическими сценами: «
Паллада и Кентавр» 1482, «
Рождение Венеры» 1485 Сандро Боттичелли; «
Триумф Вакха. Пьяницы» 1629 Диего Веласкес; «Вакх и Ариадна» 1745 Джованни Баттиста Тьеполо; «
Русалки» 1879 Константин Маковский; «
Демон сидящий» 1890 Михаил Врубель; «
Богатыри» 1898, «
Спящая царевна» 1926 Виктор Васнецов.
Художники, использующие мифологические сцены в живописи: Сандро Боттичелли,
Питер Пауль Рубенс,
Диего Веласкес,
Франсиско Гойя,
Михаил Врубель,
Виктор Васнецов.