войти
опубликовать

Стрит-арт и граффити

464 работы, 104 художника
Граффити (от итал. graffiato - «нацарапанный») и Стрит-арт (от англ. street art – «уличное искусство») – направления в современном урбанистическом искусстве, распространенные в местах общественного присутствия. Оба они используются для того, чтобы познакомить широкие слои населения с теми или иными социальными или политическими идеями, взглядами, комментариями. Граффити и стрит-арт часто путают между собой, однако отличить их очень просто: мастера граффити сфокусированы на письменном искусстве, художники стрит-арта – на визуальном. Если вы видите только буквы – это граффити. Если видите картинку – это стрит-арт. К тому же, не все уличное искусство связано только с рисованием. Сюда относится целый ряд других визуальных решений – например, вязание «одежды» для деревьев, нанесение изображений при помощи трафаретов, 3D-рисунки мелом на тротуаре, перфомансы, «живые» скульптуры.

Если немного углубиться в тему, то можно отметить следующее: художники, рисующие граффити, делают это для того, чтобы передать своеобразное «сообщение» таким же, как они, граффитчикам, «пометить» городскую территорию. К примеру, уличные группировки часто используют граффити, чтобы отметить зоны своего влияния. В отличие от такого весьма утилитарного подхода, художники стрит-арта рассчитывают на то, что их произведение будет оценено широкой публикой, которая – так или иначе – отреагирует на них, будет их обсуждать. Безусловно, граффити и стрит-арт связаны между собой – хотя бы потому, что стрит-арт использует элементы граффити. Обе формы публичного самовыражения, как правило, порицаются обществом, поскольку никто из художников не спрашивает разрешения у владельцев стен, мостов и башен, на которых появляются их рисунки.

Тысячи лет люди рисуют на стенах своих жилищ. Одна из ярких археологических находок, связанных с граффити - аргентинская «Куэва-де-лас-Манос», или «Пещера рук». На ее стенах тысячи изображений рук, созданных краской по трафарету. Граффити находили при раскопках и реставрации городов древних Рима и Греции, а на одной из галерей Собора Святой Софии в Стамбуле обнаружены надписи по типу «Здесь был «Х», сделанные руническими символами – викинги имели своеобразное чувство юмора.

Прародителем современного граффити считают австрийца по имени Йозеф Киселак (1799 – 1831). Этот скромный чиновник казначейства и по совместительству альпинист-любитель однажды поспорил с друзьями о том, что его имя станет известно всей Австро-Венгрии в течение трех лет. Он выцарапывал фразу «Киселак был здесь» везде, где появлялся и так часто, как только возможно. Киселак выиграл пари, но остановиться не мог и оставлял свою фирменную метку на любых поверхностях. Рассказывают, что после того, как он «пометил» дворец австрийского императора, Франциск I вызвал горе-граффитчика к себе и взял с него слово прекратить порчу стен. Киселак дал обещание, однако после его ухода на столе императора обнаружилась его фирменная «подпись» и дата.

Еще один знаменитый персонаж из истории граффити – австралиец Артур Стейси (1884–1967). Алкоголик, уверовавший в Бога, распространял свою веру весьма оригинальным способом: с 1930 по 1956 год ежедневно он писал мелом слово «Eternity» - «Вечность» - на стенах, заборах и тротуарах родного Сиднея. Долгие годы власти боролись с этим «вандалом», но, в конце концов, слово «Eternity», написанное весьма изящным и узнаваемым способом, стало одним из символов города – и даже украсило Олимпиаду.

В 1949 году Эдвард Сеймур изобрел аэрозольную краску, а двадцать лет спустя именно краска в баллонах стала главным инструментом граффитчиков Филадельфии и Нью-Йорка. Быстро, ярко, надежно. Первым признанным мастером граффити стал художник из Филадельфии по прозвищу Cornbread (Дерил МакКрей), который вместе с группой друзей начал писать свои имена по всему городу. Это движение вскоре распространилось на Нью-Йорк и стало тем граффити, которое мы знаем сегодня. Пик его популярности в США закончился в начале 1980-х, после чего граффити стало завоевывать европейские страны и далее – весь мир. Стены городов стали бесплатной галереей, на которой регулярно появлялись художественные и остросоциальные заявления представителей различных субкультур. Техника рисования усложнялась, художники перешли от букв к нанесению трафаретных сложных изображений, появились заказчики, которые хотели видеть на стенах своих зданий красочные муралы. Стрит-арт, родившийся из граффити, стал для некоторых художников вполне легальным и весьма прибыльным способом заработка и принес им мировую славу.

Известные художники, работавшие в стиле стрит-арт и граффити:
Cornbread (Дэрил МакКрей), TAKI 183, Кит Харинг, Жан-Мишель Баския, Блек ле Рат (Ксавье Проу), Крис «DAZE» Эллис, Джон «Крэш» Матос, Леди Пинк (Сандра Фабара), Фрэнк Шепард Фейри, Бэнкси, Кенни Шарф, Барри МакГи.
Лента