Цакли (санскрит
tsak li или
tsa ka’ li) представляют собой жанр миниатюрной религиозной живописи народов Тибета. Исследователи культуры и традиций Востока используют термины «карточки для посвящений» или «карты инициации». Художники создают цакли для участия в ритуалах и произведения не несут декоративной или эстетической функции. Яркие и изящные изображения стали не только обязательным атрибутом тибетских храмов, но и украшением музеев и частных собраний. Карты инициации участвуют в похоронных обрядах, тантрических ритуалах, посвящениях или передаче знаний. Картинки появились для упрощения ритуальной живописи и стали заменителями церемониальных предметов или религиозных атрибутов. Картины цакли предполагают как визуализацию, так и буквальное чтение изображения.
Ученые не определили точного времени возникновения древнего искусства, и считается, что картины в стиле цакли появились в труднодоступных областях Тибета с приходом буддизма. С тех пор они занимают ключевое место в древних ритуалах тибетских монастырей. Исследование канонов и художественных образов буддийского искусства продолжалось с начала второго тысячелетия н.э. до наших дней. Во время «культурной революции» в Китае 7000 храмов и монастырей Тибета были разрушены, а изучение уникального направления искусства столкнулось с трудностями территориальной и государственной изоляции уцелевших 8 монастырей. Трагические события XX века привели к разрушению памятников духовного и художественного наследия и побудили искусствоведов к пристальному изучению элементов редкого живописного жанра.
На цакли изображали духовных учителей, мирных и гневных божеств, ритуальные атрибуты и символы. Материалом для миниатюр служил картон из слоев гималайской бумаги, ткань, тонкие листки гималайской слюды. Мастера вырезали изображения на дощечках, а затем печатали картину на бумаге или ткани. Главным принципом карточек для посвящения являлся закон: одна картина – одно изображение божества или символа, поэтому для проведения ритуалов или похоронных обрядов художники создавали серии, наборы от десяти до ста карт. Цакли представляли объекты с детальной и тонкой прорисовкой, помогали сфокусировать взгляд и внимание на одном предмете или символе, прочесть и осознать ритуальный текст на лицевой или обратной стороне. Художественное исполнение чаще было двусторонним, но допускало отхождение от строгих канонов и отсутствие фонового окрашивания. Художники не подписывали работы и остались неизвестными для потомков.
Известные произведения ритуальной живописи: «
Риг-Дзин, носители осознания» 1181, «
Заблуждение ненависти» 1410, «
Божества тибетской религии Бон» 1450, «
Религия Бон. Действие как способ расширения прав и возможностей» 1801.