Венецианская живопись является наследием итальянского
Раннего Возрождения и объединяет творчество художников Венеции XV-XVI веков. Венецианская школа обогатила изобразительное искусство эстетическими и техническими открытиями, богатством эмоционального восприятия, яркими и выразительными полотнами. Художники Италии создавали шедевры, которые заслужили репутацию живописной поэзии. Произведения венецианского
Возрождения исповедовали гуманистические идеи, подчеркивали радость и богатство жизни, украшали величественные храмы и дворцы дожей. Картины стали пиршеством для глаз и воплощением мечты художников о счастливой и безмятежной жизни среди райских пейзажей.
В середине XV века Венеция, процветающая патрицианская республика, стала главным торговым центром Средиземноморья. Культура региона объединила пышные и праздничные элементы византийского искусства, утонченную и витиеватую декоративность арабского мира и зрелое готическое искусство Северной Европы. Знатные и влиятельные граждане республики желали украсить дома видами красочного и благополучного земного бытия, полнокровными плотскими формами на фоне солнечных итальянских пейзажей. Художники ранней венецианской живописи предпочитали наивное повествование, героический оптимизм и праздничность. Живописцы XVI века – периода разгрома турками Византийской империи и ослабления влияния Венецианской республики – обращались к светским сюжетам, наполняли картины этическими акцентами, поэзией величественных и благородных личностей, одухотворенной живой природой и «синтетическими взаимоотношениями». Политические и экономические перемены привели к росту пессимистических настроений и отражались на живописных полотнах в виде мрачных тяжелых туч, трагических сюжетов и гибели мифологических героев и богов, скорбных религиозных сцен.
Художники венецианской школы живописи стремились передать красоту и чувственность персонажей, при этом не заботились о совершенной передаче анатомических пропорций, проработке форм и композиций. Движения и мимика персонажей стали излишне театральными и драматическими, что усиливала контрастная игра света и тени. Религиозные сюжеты уступили лидерство светским: портретам служителей церкви и влиятельных представителей знати, мифологическим сюжетам с обилием обнаженной плоти, городским пейзажам и сельским видам. Художники использовали технику наложения мазков краски в идеально гладкую поверхность. Венецианская живопись отличалась гармоничным и величавым изобразительным языком: глубокие и насыщенные оттенки неодушевленных предметов, полупрозрачные человеческие фигуры, парящие изгибы и складки тканей, яркие отблески света в небе и на воде.
Известные картины венецианской школы живописи:
«
Благословение Христа» 1500, «
Молодая женщина за туалетом» 1515 Джованни Беллини; «
Три возраста мужчины» 1501, «
Молодой человек со стрелой» 1505, «
Спящая Венера» Джорджоне; «
Три возраста» Тициан Вечеллио.
Известные художники венецианской школы живописи:
Джованни Беллини,
Джордоне,
Тициан Вечеллио,
Якопо Робусти (Тинторетто).