Анимализм — (от лат.
animal — животное) — жанр изобразительного искусства, главным объектом которого являются животные, птицы, рыбы и насекомые. Стоит различать мастеров, которые вводят животных в свои картины в качестве второстепенных персонажей, и художников-анималистов, которые изображают только животных, зачастую специализируясь лишь на некоторых из них, добиваясь максимальной достоверности изображения. Отдельный поджанр направления - энциклопедическая анималистика, посвященная реконструкции внешнего вида животных по их ископаемым останкам (динозавры, мамонты, птицы и т.п.)
Скульптуры и рисунки животных, птиц и рыб встречаются во многих древних культурах, в произведениях искусства Древнего Востока и Африки, древней Америки и Океании. В древнем Египте животные и их изображения несли религиозный подтекст, греки предпочитали скульптурные изображения, а художники Помпеи включали зверей и птиц в свои знаменитые фрески и мозаики. В Средние века изображение животных было условным. Только с расцветом эпохи
Ренессанса и ростом интереса человечества к естественным наукам возродилось стремление художников к достоверному изображению представителей животного и растительного мира.
Анимализм стал отдельным направлением живописи и скульптуры. Одной из первых картин этого жанра считается «
Заяц» Альбрехта Дюрера (1502). Позже художники, работающие исключительно в жанре анимализм, часто сотрудничали с мастерами других жанров. Так,
Питер Пауль Рубенс высоко ценил мастерство
Франса Снейдерса, художника, чьей специализацией были натюрморты и охотничьи сцены, и приглашал его дописать зверей и птиц на своих картинах. Много позже известный русский анималист
Константин Савицкий допишет медведей на знаменитой картине Шишкина «
Утро в сосновом бору».
Золотой век Голландии не очень жаловал художников-анималистов, однако их искусство было востребовано при дворе. Знать обожала изображения своих любимых питомцев и охотничьи натюрморты, которые писал, к примеру, фламандец
Ян Фейт. В Англии объектом картин анималистов часто становились породистые скаковые лошади и животные, занимающие призовые места на выставках домашнего скота.
Джон Вуттон, работающий в жанре анимализм, стал основоположником спортивного направления: он изображал на своих картинах сцены скачек и охоты, собак и лошадей. А французы ввели моду на скульптурные изображения животных, которыми украшали сады и парки.
Один из ведущих европейских художников-анималистов XVIII века англичанин
Джордж Стаббс, был не только живописцем, но и выдающимся биологом, доцентом в области анатомии человека и животных и автором ряда научных работ, в том числе книги «Анатомия лошадей» (1766). Обладая глубокими знаниями, Стаббс создавал потрясающе достоверные картины в стиле анимализма, безупречные с научной точки зрения. Его работы потрясали воображение современников и стали для многих художников поводом углубиться в изучение анатомии животных. Француз Луи Жаден прославился изображениями собак, а вот
Шарль Эмиль Жак обожал рисовать кур и овец. Художники-анималисты рисовали иллюстрации для научно-популярных книг, посвященных животному миру, и стали настоящими просветителями. Развитию анимализма также способствовали публичные зоопарки, которые стали открываться в Европе с середины XVIII века, став источником достоверной натуры для художников этого жанра.
Знаковые картины художников стиля анимализм:
«
Заяц», Альбрехт Дюрер, (1502)
«
Охота на кабана», Франс Снейдерс, (1625-1630)
«Конный портрет короля Георга II во время Деттингенского сражения», Джон Вуттон, (1743)
«
Лев, нападающий на лошадь», Джордж Стаббс, (1762)
«
Монарх горной долины», Эдвин Ландсир, (1851)
Художники стиля анимализм:
И Юаньцзи, Чжу Чжаньцзи,
Франс Снейдерс,
Джон Вуттон, Давид Конинк,
Иоганн (Иван) Гроот,
Эжен Делакруа,
Ян Фейт,
Эдвард Лир,
Джон Гулд, Луи Жаден,
Шарль Эмиль Жак,
Джордж Стаббс, Йозеф Вольф, Генрих Хардер, Эдуар-Марсель Сандоз,
Генриетта Роннер-Книп,
Евгений Чарушин,
Константин Савицкий, Константин Флёров,
Николай Кондаков, Геннадий Целищев,
Роберт Бейтман,
Гельмут Коллер, Эндре Пеновак.