войти
опубликовать

Классицизм

3 270 работ, 615 художников
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus - «образцовый») - направление искусства и культуры, которое руководствуется принципами древних цивилизаций Греции и Рима. Для него характерна гармония, сдержанность, элегантность, рациональность и соблюдение пропорций. Классицизм начал доминировать в западном искусстве с эпохи Возрождения, а классическая мифология, куда вошли мифы и легенды о древнегреческих и римских богах и героях, стала основным источником тем, прочно вошедших в историю живописи.

Идеализированная форма человеческого тела была самым благородным объектом искусства в древней Греции и стала основой для эталона красоты, который доминировал на протяжении многих веков. В классицизме идеал красоты был основан на каноне пропорций, основанных на золотом сечении и соотношении длин частей тела по отношению друг к другу. Вслед за анатомическим реализмом для направления характерны также эмоциональный и психологический реализм, которые создают драматическую напряженность и привлекают зрителя.

Эталонные греческие скульптуры, характерные для классицизма: «Копьеносец» Поликлета (120-50 гг. до н.э.); «Аполлон Бельведерский» Леохара (VI в. до н. э.); «Лаокон и его сыновья» - скульптурная группа, созданная Агесандром, Полидором и Афинодором во второй половине I века до н. э; «Венера Милосская» (130 -100 г. до н.э.), созданная Агесандром Антиохийским. Бронзовые оригиналы греческих скульптур практически не сохранились, но все эти гениальные произведения остались в веках, воспроизведенные римскими мастерами в мраморе. Эти скульптуры стали основополагающими для художников, работающих в стиле классицизма, и стали прообразами многих героев живописных полотен.

Художники, работавшие в стиле классицизм, придерживались его канонов: преобладания общего над частным, линии - над цветом, прямых линий – над кривыми, фронтальности и замкнутости композиции над диагональным ее построением. В то же время, в картинах данного направления присутствовали проблематика и идеалы, современные мастеру, которые тот интерпретировал в личном ключе. Греческая скульптура оказала влияние на многих художников эпохи Возрождения, в их числе - Микеланджело, Альбрехт Дюрер, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджо.

Классицизм отразился не только в скульптуре и живописи, но и распространил свое влияние на такие отрасли искусства, как литература, архитектура и музыка. Изучение искусства древней Греции и Рима, греческого языка и латыни стали одними из главных компонентов образовательного процесса на протяжении многих веков. В течение XVI-XVII веков классицизм рассматривался в ключе строгой дисциплины, в рамках которой разрабатывались методы преподавания в художественных и музыкальных учреждениях. В частности, образовалась иерархия живописных жанров. Классицизм относил к высоким жанрам историческую, мифологическую и религиозную живопись, к низким - натюрморт, пейзаж и портрет, а их взаимное смешение считалось недопустимым.

Течение окончательно сформировалось в XVII веке во Франции, на фоне расцвета абсолютной монархии. Одним из главных представителей классицизма стал француз Никола Пуссен, долгие годы проработавший в Риме и получивший титул первого живописца короля Людовика XIII. Прошло сравнительно немного времени, и классицизм стал популярен в Испании и Англии, Германии, Голландии, России. В русском искусстве классицизм появился во второй половине XVIII века при Екатерине II, большой поклоннице идей Просвещения.

Знаковые картины стиля классицизм:
«Афинская школа», Рафаэль Санти, 1511
«Танец под музыку», Никола Пуссен, 1636
«Клятва Горациев», Жак-Луи Давид, 1784
«Смерть Марата», Жак-Луи Давид, 1793
«Зевс и Фетида», Жан Огюст Доминик Энгр, 1811

Художники стиля классицизм:
Никола Пуссен, Аннибале Карраччи, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Антон Рафаэль Менгс.
Лента