войти
опубликовать

Фрески

1 030 работ, 123 художника
Фреска (от итальянского affresco — свежий , также buon fresco – истинная фреска) – техника росписи стен по сырой штукатурке, в противоположность технике секко(secco) или фреско-секко, при использовании которой краски наносятся на уже высохшую отштукатуренную стену. В современном искусстве термином «фреска» обозначают настенную роспись вне зависимости от техники, в которой она выполнена.

При создании классической фрески используют пигменты, растертые на воде, стойкие к щелочной реакции. При их нанесении на влажную штукатурку, смоченную известковой водой, происходит химическая реакция, пигмент впитывается в известковый слой и после высыхания надежно фиксируется. Мастера наносили контуры будущей фрески на нижний, более грубый слой штукатурки, после просушки которого наносился более тонкий слой известковой смеси, и уже по нему выполнялась чистовая роспись. Некоторые художники для придания большей объемности и выразительности деталям очерчивали их гладкими вдавленными линиями или выскабливали слой штукатурки.

Из-за того, что штукатурка достаточно быстро сохла (10-12 часов), ею покрывали лишь ту часть фрески, которую успевали расписать за рабочий день. Остатки влажного верхнего слоя удаляли. Работа продолжалась на следующий день: определялась площадь рисунка, которую мастер намеревался расписать, и на нее наносилась свежая влажная штукатурка. Кальцинирование извести, входящей в состав штукатурки, фиксировало пигменты и обеспечивало долговечность и насыщенность цветов.

Росписи по сухой штукатурке назывались секко (от итальянского secco - «сухой»), и для этого вида живописи требовались краски, в состав которых входили связующие вещества, например, клей, масло, яйцо. Шероховатая поверхность штукатурки при росписи секко была более подвержена временным изменениям и действию влаги, поэтому более ценились классические фрески, чья поверхность была очень гладкой, а пигменты – насыщенными. Единственный цвет, который часто использовали на «влажных фресках» после их высыхания, был синий, поскольку в арсенале старых мастеров не было доступных синих пигментов, которые закреплялись бы в известковой щелочной среде штукатурки.

Некоторые мастера использовали промежуточную технику росписи –меццо-фреско: она выполнялась по грубому нижнему шероховатому слою в то время, когда он был слегка влажным, но уже не продавливался пальцем. В такой технике создавали свои фрески художники Микеланджело и Тьеполо.

Если обратиться к истории человечества, то техника фрески использовалась еще VI-III веках до н.э. мастерами Древнего Египта, Месопотамии и стран Востока. Первые классические фрески, написанные по влажной штукатурке, были найдены на островах Эгейского моря и датируются II в. до н.э. Настенными росписями украшали дома и гробницы в Древней Греции. Широко известны знаменитые римские фрески, найденные при раскопках древней Помпеи. Роспись на известковой штукатурке была популярна при украшении жилищ и храмов Индии, Турции, Шри-Ланки.

В Европе фресковая роспись начала набирать популярность во времена позднего средневековья и достигла расцвета в эпоху Возрождения. Огромный вклад в развитие техники сделал итальянский живописец Джотто, который первым стал изображать библейские события на реалистичном архитектурном и пейзажном фоне, сломав тем самым каноны византийской художественной школы.

Знаковые фрески известных художников:
«Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды)», Капелла Скровеньи, Джотто ди Бондоне, 1306
Фрески капеллы Бранкаччи. Томмазо Мазаччо. 1428,
«Воскресение Христа», Пьеро делла Франческа, 1460
«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 1490-е гг.
Сикстинская капелла, Микеланджело Буонаротти, 1512
«Триумф Св.Игнатия», Андреа дель Поццо, 1690
«Апофеоз испанской монархии», Джованни Баттиста Тьеполо, 1766

Известные художники, работавшие в технике фрески:
Джованни Баттиста Тьеполо, Джотто ди Бондоне, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Филиппо Липпи, Андреа Мантенья, Томмазо Мазаччо, Микеланджело Буонарроти, Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи, Аннибале Карраччи.
Смежные направления
Раннее Возрождение (Кватроченто)
509 работ, 18 художников
Масло
120 830 работ, 10 533 художника
Лента