войти
опубликовать

Фрески

1 021 работа, 118 художников
Фреска (от итальянского affresco — свежий , также buon fresco – истинная фреска) – техника росписи стен по сырой штукатурке, в противоположность технике секко(secco) или фреско-секко, при использовании которой краски наносятся на уже высохшую отштукатуренную стену. В современном искусстве термином «фреска» обозначают настенную роспись вне зависимости от техники, в которой она выполнена.

При создании классической фрески используют пигменты, растертые на воде, стойкие к щелочной реакции. При их нанесении на влажную штукатурку, смоченную известковой водой, происходит химическая реакция, пигмент впитывается в известковый слой и после высыхания надежно фиксируется. Мастера наносили контуры будущей фрески на нижний, более грубый слой штукатурки, после просушки которого наносился более тонкий слой известковой смеси, и уже по нему выполнялась чистовая роспись. Некоторые художники для придания большей объемности и выразительности деталям очерчивали их гладкими вдавленными линиями или выскабливали слой штукатурки.

Из-за того, что штукатурка достаточно быстро сохла (10-12 часов), ею покрывали лишь ту часть фрески, которую успевали расписать за рабочий день. Остатки влажного верхнего слоя удаляли. Работа продолжалась на следующий день: определялась площадь рисунка, которую мастер намеревался расписать, и на нее наносилась свежая влажная штукатурка. Кальцинирование извести, входящей в состав штукатурки, фиксировало пигменты и обеспечивало долговечность и насыщенность цветов.

Росписи по сухой штукатурке назывались секко (от итальянского secco - «сухой»), и для этого вида живописи требовались краски, в состав которых входили связующие вещества, например, клей, масло, яйцо. Шероховатая поверхность штукатурки при росписи секко была более подвержена временным изменениям и действию влаги, поэтому более ценились классические фрески, чья поверхность была очень гладкой, а пигменты – насыщенными. Единственный цвет, который часто использовали на «влажных фресках» после их высыхания, был синий, поскольку в арсенале старых мастеров не было доступных синих пигментов, которые закреплялись бы в известковой щелочной среде штукатурки.

Некоторые мастера использовали промежуточную технику росписи –меццо-фреско: она выполнялась по грубому нижнему шероховатому слою в то время, когда он был слегка влажным, но уже не продавливался пальцем. В такой технике создавали свои фрески художники Микеланджело и Тьеполо.

Если обратиться к истории человечества, то техника фрески использовалась еще VI-III веках до н.э. мастерами Древнего Египта, Месопотамии и стран Востока. Первые классические фрески, написанные по влажной штукатурке, были найдены на островах Эгейского моря и датируются II в. до н.э. Настенными росписями украшали дома и гробницы в Древней Греции. Широко известны знаменитые римские фрески, найденные при раскопках древней Помпеи. Роспись на известковой штукатурке была популярна при украшении жилищ и храмов Индии, Турции, Шри-Ланки.

В Европе фресковая роспись начала набирать популярность во времена позднего средневековья и достигла расцвета в эпоху Возрождения. Огромный вклад в развитие техники сделал итальянский живописец Джотто, который первым стал изображать библейские события на реалистичном архитектурном и пейзажном фоне, сломав тем самым каноны византийской художественной школы.

Знаковые фрески известных художников:
«Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды)», Капелла Скровеньи, Джотто ди Бондоне, 1306
Фрески капеллы Бранкаччи. Томмазо Мазаччо. 1428,
«Воскресение Христа», Пьеро делла Франческа, 1460
«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 1490-е гг.
Сикстинская капелла, Микеланджело Буонаротти, 1512
«Триумф Св.Игнатия», Андреа дель Поццо, 1690
«Апофеоз испанской монархии», Джованни Баттиста Тьеполо, 1766

Известные художники, работавшие в технике фрески:
Джованни Баттиста Тьеполо, Джотто ди Бондоне, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Филиппо Липпи, Андреа Мантенья, Томмазо Мазаччо, Микеланджело Буонарроти, Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи, Аннибале Карраччи.
Лента