Батальный жанр – направление в изобразительном искусстве, описывающее сцены сухопутных битв и морских боев. Оно призвано запечатлеть исторические факты и свидетельства очевидцев и, в большей степени, является способом государственной пропаганды. Тематика таких картин охватывает причины, ход и последствия военных конфликтов, а сами произведения наполнены эмоциональными впечатлениями и действием. Художники, работающие в жанре батальной сцены, вынуждены соблюдать тонкую грань между фактическим представлением реальных событий и их собственной художественной интерпретацией.
Стремление правителей пропагандировать незыблемость своей власти, отмечать великие победы и запугивать противников всегда активно поддерживалось со стороны художников и скульпторов, ведь удачные работы способствовали их признанию на государственном уровне. Жанр существует с древних времен: батальные сцены изображали на древнеримских триумфальных арках и греческих вазах, воспевая боевую доблесть героев. Римские мозаики и настенные росписи древнего Египта донесли до наших дней истории покорения крепостей, осады городов и сцены сражений.
В Средние века тема битвы использовалась художниками для иллюстрации боя добра со злом, в частности, изображение Архангела Михаила, борющегося с дьяволом в образе дракона. Изображения Святого воинства присутствовало на некоторых иконах. Батальные сцены из Ветхого Завета становились украшением гобеленов и ковров.
Художники эпохи
Возрождения привнесли в картины со сценами боев новые способы изображения человеческой фигуры и кавалерийской битвы. Искусствоведы считают, что работа Леонардо да Винчи «
Битва при Ангиари», дошедшая до наших дней в виде многочисленных копий, стала поворотной точкой в осмыслении всей идеи батальной живописи, в частности, ее композиционной составляющей.
Живопись эпохи
Золотого века ввела моду на изображения морских батальных сцен. Голландские художники отец и сын
ван де Вельде, эмигрировавшие в Англию, сегодня считаются основателями традиций британской военно-морской живописи, создав яркий визуальный ряд англо-голландских сражений. Замечательные сцены морских боев создавали также
Уильям Тернер и
Хендрик Врум. Еще одно направление в голландской живописи было посвящено сценам, изображавшим военные лагеря и караульных солдат.
Картины с батальными сценами времен Наполеона Бонапарта предназначались, в основном, для общественных зданий и достигали особо внушительных размеров. Художники живописали не только победные сражения и ликование победителей, но и страдания раненых, и горе побежденных. Также стали популярны рисунки, на которых были изображены солдаты разных стран и видов войск с подробным изображением их форменной одежды; обычно их оформляли в виде книг. По мере развития событий в Европе, на фоне идущих войн, рос интерес к историческим и батальным сценам в жанровой живописи – в противовес академическому стилю. В России картины на военную тематику стали популярны при Петре I – произведения художников были традиционно патриотичны, воспевали мужество и боевой дух русской армии.
К концу XIX века интерес к картинам с батальными сценами стал угасать. Первая мировая война на картинах художников была уже не героической битвой, а бойней, трагедией народов, кровавой и бессмысленной. Многие мастера кисти были призваны в армию, некоторые погибли, а в искусстве тех, кто выжил, сцены боя и насилия были скорее назидательными и взывали к гуманизму зрителя. После войны многие скульпторы трудились над военными мемориалами, которые чаще увековечивали память о погибших, нежели прославляли громкие победы. Развитие техники способствовало тому, что батальный жанр стал сферой интереса фотографов. Именно они оперативно фиксировали батальные сцены и знакомили с ними широкую публику, создавая визуальный ряд происходящего на военных фронтах.
Художники батальных сцен:
Хендрик Врум,
Уильям Тернер, отец и сын
ван де Вельде,
Эрнест Мейсонье ,
Альфонс де Невиль, Антуан Верне,
Жак Калло,
Сальватор Роза,
Бенджамин Уэст, Жан-Луи Жерико,
Артур Уильям Девис,
Эжен Делакруа, Вильгельм Кампхаузен,
Карл Верне,
Ян Матейко,
Василий Верещагин,
Франц Рубо,
Иван Айвазовский,
Василий Суриков.
Знаковые картины с батальными сценами:
«
Битва при Иссе», Альбрехт Альтдорфер, 1529
Копия "
Битвы при Ангиари" Леонардо да Винчи, Питер Пауль Рубенс, 1603
«
Голландские корабли нападают на испанские галеры у фламандского побережья в октябре 1602 года», Хендрик Врум, 1617
«
Свобода, ведущая народ», Эжен Делакруа, 1830
«
Чесменская битва», Иван Айвазовский, 1848