войти
опубликовать

Историческая сцена

3 966 работ, 1 108 художников
У истоков зарождения исторической живописи стоит религиозный сюжет — именно он стал основой для других жанров и направлений. Появился он во времена Средневековья, когда надзирателем над умами и душами людей была церковь. Художникам разрешалось переносить на картины сюжеты из Библии, а также рисовать портреты церковных деятелей. Чтобы написать полотно, повествующее о событиях тысячелетней давности, живописцу приходилось подключать воображение и изображать сюжет с учетом принятой в те времена системы образов и символов.

В эпоху Ренессанса на картинах художников стали появляться и другие сюжеты: исторические сцены из мифологии, литературных произведений, а также батальные сцены. Яркими примерами служат такие полотна, как «Вавилонская башня» Брейгеля Старшего, «Похищение Европы» Тициана, «Четыре апостола» Дюрера, «Битва у Замы» Романо.

Постепенно отходя от религиозной тематики, исторический жанр стал претендовать на достоверность. Художники, изображавшие сцены из прошлого, стремились не только точно воспроизвести приметы времени, но и выразить собственное отношение к происходящему. Они наделяли персонажей определенными чертами характера, которые порицались либо поощрялись в обществе, современном художнику. Такие картины позволяют не только заглянуть во внутренний мир живописца, но и получить представление о нравах, царивших в его эпоху.

XVIII век стал переломным для исторического жанра. В стремлении отойти от академизма, живописцы того времени искали новые сюжеты, зачастую обращая внимание на не самые значимые исторические события и драматизируя их. Моральные нормы постепенно отходили на второй план, уступая пальму первенства романтизму. Основными сюжетами историй в картинах художников XVIII-XIX веков становятся героизм простых людей, их способность к самопожертвованию во имя высокой цели. Этот лейтмотив наиболее заметен в таких произведениях, как «Свобода, ведущая народ» Делакруа, «Вашингтон переправляется через Делавэр» Лойце, «Третье мая 1808 года» Гойя.

В России к исторической теме обращались Василий СуриковБоярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Утро стрелецкой казни»), Илья РепинЗапорожцы», «Иван Грозный и его сын Иван»), Виктор ВаснецовБитва скифов со славянами», «Крещение князя Владимира»), Василий ПеровПервые христиане в Киеве», «Плач Ярославны»), Карл БрюлловОсада Пскова», «Последний день Помпеи») и др.

В этом разделе Артхива представлены картины русских и зарубежных художников, работавших в историческом жанре.
Лента