войти
опубликовать

Миниатюра

191 работа, 64 художника
Миниатюрой (от лат. minium - «сурик», красная краска) в настоящее время называют художественные произведения небольших размеров – портреты или пейзажи. Однако изначально этот термин относился к небольшим рисункам или заглавным буквам, которыми украшали древние рукописи и манускрипты. Их отделяли от текста рамкой, выполненной красной краской – суриком, латинское название которого «minium», отсюда и возникло название «миниатюра». По сути, эти рисунки были первыми книжными иллюстрациями. Нынче же миниатюрой называют художественные произведения малых размеров – картины, скульптуры, графические работы.

Наиболее ранние сохранившиеся миниатюры – серия рисунков, выполненных в цвете, созданных для Амброзианской Илиады (III в.н.э.) Эти изображения имеют вполне реалистическое исполнение – как в фигуративе, так и в прорисовке пейзажей и напоминают технику работы художников времен античности. Не менее известны миниатюры из ватиканской рукописи Вергилия - Vergilius Vaticanus (начало V в.) Изображения выполнены послойно: на полностью прокрашенном фоне были прорисованы крупные фигуры, а поверх прорисованы мелкие детали и контуры. Этим же принципом, характерным для иконописи, пользовались византийские мастера. Их миниатюры несли в себе отпечаток церковных принципов стереотипности изображений святых. Отличительной чертой стали богато вызолоченные фоны и детали иллюстраций, что в дальнейшем нашло свое отражение в работах художников западной школы.

Если говорить о миниатюрных иллюстрациях стран западной Европы, то до XI-XII веков украшения книг имели декоративный характер, изображения людей и предметов встречались редко. Это были преимущественно изображения святых и сцен из Библии. С началом бурного развития искусства в XII веке книжные миниатюры становились все более «свободными» в тематическом и техническом аспектах – художники стали изображать исторические и бытовые сцены. Выделились три основные школы миниатюр – английская, фламандская и французская. Размер самих книг уменьшился, соответственно, уменьшились и рисунки, фигуры стали еще более тонкими и изящными, а само изображение композиционно все больше стало напоминать картины.

Ко второй половине XV века фламандская миниатюра достигла вершины своего развития. Работы мастеров этой школы отличаются мягкостью и глубиной цвета, тонкой проработкой черт лица, деталировкой. В эпоху Ренессанса выделилась еще одна школа миниатюры – итальянская. Художники использовали более густые и насыщенные пигменты, сохраняя при этом резкость контуров и глубину рисунка.

В странах Востока миниатюру использовали примерно с X века. Индийские художники украшали иллюстрациями буддийские манускрипты, вдохновляя мастеров Тибета и Непала на создание собственных образцов этого искусства. В Персии к XIII веку художники создавали целые сборники миниатюр - муракка, изображавшие сцены из Корана, исторические или мифологические сцены. Несмотря на запрет Корана изображать людей, альбомы муракка были личными, весьма дорогими собраниями миниатюр, и показывали их только близкому кругу друзей.

После изобретения бумаги и начала массового производства тиражных книг искусство книжной миниатюры было вытеснено гравюрой и ксилографией. Несколько видоизменившись, искусство создания небольших картин стало более камерным, в нем стали превалировать портрет и пейзаж. Живописные миниатюры создавали на фарфоре и камне, на кости и металле. Развивалось декоративно-прикладное направление техники. Миниатюрной росписью украшали небольшие изделия: шкатулки, табакерки, веера, вставки для кулонов, брошей, зеркал.

Особенно популярны были портретные медальоны, которые вставляли в дорогие оправы и носили при себе на цепочке или ленте. Также миниатюры заменяли памятные фотографии: их брали с собой в поездки, помещали на стены кабинета, выставляли на рабочем столе как напоминание о близком и дорогом человеке. Миниатюрные портреты царственных особ в драгоценных оправах были дорогой и желанной наградой за особые заслуги перед государством.

Современные мастера, работающие в этой технике, считают, что современная миниатюра – произведение живописного искусства, которое может уместиться на ладони, а его площадь не должна превышать 100 кв. см.

Известные художники, работавшие в технике миниатюры:
Братья Лимбург, Николас Гилиард, Исаак Оливер, Розальба Каррера, Ганс Гольбейн Младший, Жан Оноре Фрагонар, Элизабет Виже-Лебрен, Жан Фуке, Жак Августин, Питер Строли, Иоганн Баптист Лампи старший, Владимир Боровиковский, Дмитрий Евреинов, Иван Айвазовский, Орест Кипренский.
Лента