Ренессанс
стал важнейшей культурной вехой развития европейской цивилизации. В конце XV — начале XVI века Италия, подарившая миру Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, распространила свое влияние практически на всю Европу. Так, практически на столетие позднее, зародилось Северное
Возрождение
, соединившее в себе торжествующий гуманизм и гиперборейскую строгость.
Первыми странами, обратившимися к ренессансным идеалам, стали Германия и Нидерланды. Затем Северное
Возрождение
распространилось во Франции, Англии, Швейцарии и Испании.
Послы (Портрет Жана де Дентевиля и Жоржа де Сельва)
1533, 207×209.5 см
Художники Северного Возрождения
Северное Возрождение проявило себя в архитектуре, живописи, литературе, философии и науке, однако наиболее выдающие достижения этой эпохи относятся к живописи. Среди крупнейших живописцев можно назвать голландцев и фламандцев Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха и Питера Брейгеля. В Германии представителями ренессансных течений стали Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн, во Франции — Жан и Франсуа Клуэ, Жан Фуке, династия Дюмустье.Особенности Северного Возрождения
Возрождение стало отправной точкой гуманистического развития, духовного переосмысления античности и религиозных преобразований. В отличие от Италии, в странах Северного Возрождения главенствующую роль играло именно религиозное обновление. Живопись северных стран характеризовалась своими уникальными выразительными чертами.— В отличие от итальянского Возрождения, черпавшего вдохновение в античности, северные художники больше тяготели к готическому наследию, его архаичности, символизму и религиозности.
— В основу сюжетов легла христианская любовь к ближнему и смирение. Это во многом повлияло на Реформацию и зарождение протестантизма.
— Значительное место в живописи Северного Возрождения заняла природа как олицетворение божественного начала. Природа живая и мертвая как символ связи с Богом, гармонии, конечности и бесконечности жизни воплотилась в таких жанрах, как пейзаж и натюрморт.
— Для Северного Возрождения характерна детализация, порождающая невероятную реалистичность, и одновременно с этим — некоторое пренебрежение анатомической достоверностью.
— В основу сюжетов легла христианская любовь к ближнему и смирение. Это во многом повлияло на Реформацию и зарождение протестантизма.
— Значительное место в живописи Северного Возрождения заняла природа как олицетворение божественного начала. Природа живая и мертвая как символ связи с Богом, гармонии, конечности и бесконечности жизни воплотилась в таких жанрах, как пейзаж и натюрморт.
— Для Северного Возрождения характерна детализация, порождающая невероятную реалистичность, и одновременно с этим — некоторое пренебрежение анатомической достоверностью.
«…Знаменитая „Богоматерь с младенцем“ (1451) Жана Фуке — правая панель меленского диптиха, которая хранится в Королевском музее изящных искусств (Антверпен). Принято считать, что прототипом изображенной дамы послужила любовница французского короля Карла VII — Аньес Сорель — кстати, первая официальная любовница короля, которая потом еще и с королевой так подружилась, что стала ее фрейлиной. Прекраснейшая из женщин (по однозначному утверждению современников, включая папу Пия II), она родила королю троих детей и умерла при родах четвертого. Возможно, в память о ней была заказана эта картина…» — описание работы в Артхиве.
Ян Ван Эйк
Ян Ван Эйк стал основоположником Ренессанса в Голландии. Его крупнейшим произведением считается Гентский алатарь, начатый старшим братом художника Хубертом и законченный Яном Ван Эйком в 1432 году. Несмотря на очевидные готические черты, Гентский алтарь стал знаковым произведением Северного Возрождения — Ван Эйку удалось передать сложную религиозную символику через удивительно правдоподобные, осязаемые образы.Ван Эйк стал одним из первых крупнейших мастеров портрета в Европе. В его портретах строгость сочетается с удивительной выразительностью, как, например, в первом европейском парном портрете купца Джованни Арнольфини с супругой — символичный и сдержанный, в то же время этот портрет
полон интимности и лиричности.
Алтарные композиции «Мадонна канцлера Ролена» и «Мадонна каноника ван дер Пале» демонстрируют гармоничное единство, изобретенное Ван Эйком — портрет , пейзаж , натюрморт и интерьер дополняют друг друга, воплощая бесконечную красоту мироздания.
Алтарные композиции «Мадонна канцлера Ролена» и «Мадонна каноника ван дер Пале» демонстрируют гармоничное единство, изобретенное Ван Эйком — портрет , пейзаж , натюрморт и интерьер дополняют друг друга, воплощая бесконечную красоту мироздания.
Гентский алтарь
1432, 350×461 см
Будучи одним из первых художников, освоивших масляную живопись, Ван Эйк создал фламандское многослойное письмо. Этот метод наложения тонких, просвечивающих слоев краски позволил художнику добиться невероятной глубины и яркости.
Творчество Ван Эйка не только в значительной мере определило развитие нидерландской живописи в будущем, но и повлияло на итальянских мастеров, таких как Антонеллло да Мессина.
Творчество Ван Эйка не только в значительной мере определило развитие нидерландской живописи в будущем, но и повлияло на итальянских мастеров, таких как Антонеллло да Мессина.
Портрет четы Арнольфини
1434, 82×60 см
Питер Брейгель
Питер Брейгель Старший был прекрасным художником, графиком и рисовальщиком. В 1550-х годах он посещал Италию, а с 1563 года работал в Брюсселе. В его работах религиозные сюжеты переплетались с бытовыми, что позволяет считать художника главой демократического направления нидерландской живописи. Отображая скрытые смыслы и наполняя свои работы символами, Брейгель обращался к культурному опыту и повседневной жизни своего народа. Гротеск и фантастическая причудливость Босха в значительной мере повлияли на монументальные композиции и на воплощение камерных сюжетов из крестьянской жизни Брейгеля. Отметим, что широта композиции и тональное единство живописи Брейгеля заложили основы национального нидерландского пейзажа.
Крестьянский танец
1568, 114×164 см
Сайт под названием «Внутри Брейгеля» был создан к грандиозной ретроспективе в Вене, стартовавшей в 2018 году и приуроченной к 450-летию со дня смерти мастера Северного Возрождения (дата приходится на 2019 год). Музей истории искусств в Вене владеет крупнейшим в мире собранием работ родоначальника династии Брейгелей. В коллекцию института входят 12 панелей. На сайте можно не только рассмотреть в мельчайших деталях сами шедевры, но и изучить их снимки, сделанные с помощью инфракрасной рефлектографии, инфракрасной макрофотографии и рентгена. Ресурс с изображениями доступен и после завершения работы выставки.
Игры детей
1560, 118×161 см
Иероним Босх
Иероним Босх провел всю жизнь в городе Хертенбосе в Северной Фландрии. Его поразительные многофигурные композиции, основанные на поговорках, притчах и пословицах, сочетают гротеск, фольклорно-сатирические и нравоучительные черты. Работы Босха одновременно наивны и изощренны, традиционны и оригинальны.
Сад земных наслаждений
1500-е
, 220×390 см
Завораживающее чувство тайны, известной только художнику, сделало Босха известным далеко за пределами родного города — среди его поклонников был и король Испании Филипп II. Босх — удивительно современный художник, его видение повлияло на экспрессионистов и сюрреалистов.
Искушение святого Антония
1490-е
, 73×52.2 см
«Доктор Кто. Кем на самом деле был Иероним Босх», «Босх его знает: главные символы „Сада земных наслаждений“ крупным планом», «Назад в будущее: ипотечный кризис, Евровидение и другие катастрофы, предсказанные Босхом 500 лет назад» — эти и другие публикации по теме в Артхиве.
Рай и Ад (Четыре видения загробного мира)
1516, 86.5×158 см
Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер является одним из столпов Северного Возрождения. Находясь под влиянием итальянской гуманистической мысли и поздней готики, этот великий германский живописец, график и теоретик искусства сочетал в своих работах экспрессивность, философское начало, прославление человека как венца божественного творения и сложный символизм , что хорошо заметно в его «Автопортрете» 1500 года.
Автопортрет
1500, 67×49 см
Дюрер работал преимущественно над религиозными сюжетами, жил он в Нюрнберге, однако слава мастера как искуснейшего гравера гремела по всей Европе, особенно в Италии и Нидерландах. Гравюры «Меланхолия», «Рыцарь, смерть и дьявол» и «Святой Иероним» — вершина творчества Дюрера-рисовальщика.
Рыцарь, Смерть и Дьявол
1513, 25×19 см
Лукас Кранах Старший
В своих работах германский художник Лукас Кранах Старший обращался к самым разным сюжетам, причудливо сочетая как античные традиции, так и готическую трактовку человеческого тела и пейзажа. Основатель Дунайской школы, Кранах прославился гармоничным сочетанием пейзажа и человеческой фигуры.
Оленья охота близ замка Хартенфельс
1540, 116×170 см
Художник жил в Австрии и Нидерландах, был сторонником Реформации и часто писал портреты своего друга Мартина Лютера.
Диптих. Портрет Мартина Лютера и его супруги Катарины Бора
1529, 36×50 см
Материал по теме в Артхиве: Два Лукаса, Два Кранаха — художники на службе у Саксонских курфюрстов и Реформации
Портрет Саксонских принцесс Сидонии, Амелии и Сибиллы
1535, 62×89 см
Во всех сферах
Северное Возрождение затронуло многие страны и выразилось в самых разных формах. Так, во Франции творил Франсуа Рабле, великий писатель-гуманист, врач и ботаник. В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», насыщенном народным фольклором и юмором, Рабле касается вопросов просвещения и гуманизма, противостоящих темной средневековой морали. Другими темами романа становятся политика, общественное устройство, война — сегодня этот роман по праву считается энциклопедией Французского Возрождения.В Англии главной фигурой этой эпохи стал великий Уильям Шекспир, чьи трагедии, комедии и сонеты оказали ключевое влияние на развитие всей европейской драматургии (иллюстрации к его произведениям — отдельная обширная тема). В Испании творил Сервантес, автор знаменитого рыцарского романа «Дон Кихот Ламанчский». Как и в Италии, на севере Европы Возрождение стало эпохой научных открытий, среди которых можно отметить гелиоцентрическую модель Вселенной, предложенную польским астрономом Николаем Коперником.