войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Северное Возрождение

Ренессанс
Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного. Читать дальше
стал важнейшей культурной вехой развития европейской цивилизации. В конце XV — начале XVI века Италия, подарившая миру Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, распространила свое влияние практически на всю Европу. Так, практически на столетие позднее, зародилось Северное
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
Возрождение
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
, соединившее в себе торжествующий гуманизм и гиперборейскую строгость.
Северное Возрождение
Первыми странами, обратившимися к ренессансным идеалам, стали Германия и Нидерланды. Затем Северное
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
Возрождение
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
распространилось во Франции, Англии, Швейцарии и Испании.

Художники Северного Возрождения

Северное
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
Возрождение
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
проявило себя в архитектуре, живописи, литературе, философии и науке, однако наиболее выдающие достижения этой эпохи относятся к живописи. Среди крупнейших живописцев можно назвать голландцев и фламандцев Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха и Питера Брейгеля. В Германии представителями ренессансных течений стали Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн, во Франции — Жан и Франсуа Клуэ, Жан Фуке, династия Дюмустье.

Особенности Северного Возрождения

Возрождение
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
стало отправной точкой гуманистического развития, духовного переосмысления античности и религиозных преобразований. В отличие от Италии, в странах Северного Возрождения главенствующую роль играло именно религиозное обновление. Живопись северных стран характеризовалась своими уникальными выразительными чертами.
— В отличие от итальянского Возрождения, черпавшего вдохновение в античности, северные художники больше тяготели к готическому наследию, его архаичности, символизму и религиозности.

— В основу сюжетов легла христианская любовь к ближнему и смирение. Это во многом повлияло на Реформацию и зарождение протестантизма.

— Значительное место в живописи Северного Возрождения заняла природа как олицетворение божественного начала. Природа живая и мертвая как символ связи с Богом, гармонии, конечности и бесконечности жизни воплотилась в таких жанрах, как пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
и натюрморт.

— Для Северного Возрождения характерна детализация, порождающая невероятную реалистичность, и одновременно с этим — некоторое пренебрежение анатомической достоверностью.
«…Знаменитая „Богоматерь с младенцем“ (1451) Жана Фуке — правая панель меленского диптиха, которая хранится в Королевском музее изящных искусств (Антверпен). Принято считать, что прототипом изображенной дамы послужила любовница французского короля Карла VII — Аньес Сорель — кстати, первая официальная любовница короля, которая потом еще и с королевой так подружилась, что стала ее фрейлиной. Прекраснейшая из женщин (по однозначному утверждению современников, включая папу Пия II), она родила королю троих детей и умерла при родах четвертого. Возможно, в память о ней была заказана эта картина…» — описание работы в Артхиве.

Ян Ван Эйк

Ян Ван Эйк стал основоположником Ренессанса в Голландии. Его крупнейшим произведением считается Гентский алатарь, начатый старшим братом художника Хубертом и законченный Яном Ван Эйком в 1432 году. Несмотря на очевидные готические черты, Гентский алтарь стал знаковым произведением Северного Возрождения — Ван Эйку удалось передать сложную религиозную символику через удивительно правдоподобные, осязаемые образы.
Ван Эйк стал одним из первых крупнейших мастеров портрета в Европе. В его портретах строгость сочетается с удивительной выразительностью, как, например, в первом европейском парном портрете купца Джованни Арнольфини с супругой — символичный и сдержанный, в то же время этот портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
полон интимности и лиричности.
Алтарные композиции «Мадонна канцлера Ролена» и «Мадонна каноника ван дер Пале» демонстрируют гармоничное единство, изобретенное Ван Эйком — портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
, пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
, натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
и интерьер дополняют друг друга, воплощая бесконечную красоту мироздания.
Будучи одним из первых художников, освоивших масляную живопись, Ван Эйк создал фламандское многослойное письмо. Этот метод наложения тонких, просвечивающих слоев краски позволил художнику добиться невероятной глубины и яркости.
Творчество Ван Эйка не только в значительной мере определило развитие нидерландской живописи в будущем, но и повлияло на итальянских мастеров, таких как Антонеллло да Мессина.

Питер Брейгель

Питер Брейгель Старший был прекрасным художником, графиком и рисовальщиком. В 1550-х годах он посещал Италию, а с 1563 года работал в Брюсселе. В его работах религиозные сюжеты переплетались с бытовыми, что позволяет считать художника главой демократического направления нидерландской живописи. Отображая скрытые смыслы и наполняя свои работы символами, Брейгель обращался к культурному опыту и повседневной жизни своего народа. Гротеск и фантастическая причудливость Босха в значительной мере повлияли на монументальные композиции и на воплощение камерных сюжетов из крестьянской жизни Брейгеля. Отметим, что широта композиции и тональное единство живописи Брейгеля заложили основы национального нидерландского пейзажа.
Сайт под названием «Внутри Брейгеля» был создан к грандиозной ретроспективе в Вене, стартовавшей в 2018 году и приуроченной к 450-летию со дня смерти мастера Северного Возрождения (дата приходится на 2019 год). Музей истории искусств в Вене владеет крупнейшим в мире собранием работ родоначальника династии Брейгелей. В коллекцию института входят 12 панелей. На сайте можно не только рассмотреть в мельчайших деталях сами шедевры, но и изучить их снимки, сделанные с помощью инфракрасной рефлектографии, инфракрасной макрофотографии и рентгена. Ресурс с изображениями доступен и после завершения работы выставки.

Иероним Босх

Иероним Босх провел всю жизнь в городе Хертенбосе в Северной Фландрии. Его поразительные многофигурные композиции, основанные на поговорках, притчах и пословицах, сочетают гротеск, фольклорно-сатирические и нравоучительные черты. Работы Босха одновременно наивны и изощренны, традиционны и оригинальны.
Завораживающее чувство тайны, известной только художнику, сделало Босха известным далеко за пределами родного города — среди его поклонников был и король Испании Филипп II. Босх — удивительно современный художник, его видение повлияло на экспрессионистов и сюрреалистов.
«Доктор Кто. Кем на самом деле был Иероним Босх», «Босх его знает: главные символы „Сада земных наслаждений“ крупным планом», «Назад в будущее: ипотечный кризис, Евровидение и другие катастрофы, предсказанные Босхом 500 лет назад» — эти и другие публикации по теме в Артхиве.

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер является одним из столпов Северного Возрождения. Находясь под влиянием итальянской гуманистической мысли и поздней готики, этот великий германский живописец, график и теоретик искусства сочетал в своих работах экспрессивность, философское начало, прославление человека как венца божественного творения и сложный символизм
Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше
, что хорошо заметно в его «Автопортрете» 1500 года.
Дюрер работал преимущественно над религиозными сюжетами, жил он в Нюрнберге, однако слава мастера как искуснейшего гравера гремела по всей Европе, особенно в Италии и Нидерландах. Гравюры «Меланхолия», «Рыцарь, смерть и дьявол» и «Святой Иероним» — вершина творчества Дюрера-рисовальщика.

Лукас Кранах Старший

В своих работах германский художник Лукас Кранах Старший обращался к самым разным сюжетам, причудливо сочетая как античные традиции, так и готическую трактовку человеческого тела и пейзажа. Основатель Дунайской школы, Кранах прославился гармоничным сочетанием пейзажа и человеческой фигуры.
Художник жил в Австрии и Нидерландах, был сторонником Реформации и часто писал портреты своего друга Мартина Лютера.

Во всех сферах

Северное
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
Возрождение
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
затронуло многие страны и выразилось в самых разных формах. Так, во Франции творил Франсуа Рабле, великий писатель-гуманист, врач и ботаник. В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», насыщенном народным фольклором и юмором, Рабле касается вопросов просвещения и гуманизма, противостоящих темной средневековой морали. Другими темами романа становятся политика, общественное устройство, война — сегодня этот роман по праву считается энциклопедией Французского Возрождения.
В Англии главной фигурой этой эпохи стал великий Уильям Шекспир, чьи трагедии, комедии и сонеты оказали ключевое влияние на развитие всей европейской драматургии (иллюстрации к его произведениям — отдельная обширная тема). В Испании творил Сервантес, автор знаменитого рыцарского романа «Дон Кихот Ламанчский». Как и в Италии, на севере Европы Возрождение
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
стало эпохой научных открытий, среди которых можно отметить гелиоцентрическую модель Вселенной, предложенную польским астрономом Николаем Коперником.


Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме