Натюрморт — живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве.
История происхождения жанра натюрморт
Самые ранние натюрморты в нашем нынешнем понимании жанра были созданы в XV в. до н.э. В захоронениях древних египтян достаточно часто встречаются изображения еды, рыбы, мяса. Элементы натюрморта можно увидеть и на античных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также не обходились без натюрмортов: изображениями цветочных гирлянд декорировали арки, двери, мебель.Первой известной работой, которую в полной мере можно отнести к жанру натюрморт, является картина, созданная венецианским художником Якопо де Барбари (1460 — 1516). Вид с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом, известный также как «мюнхенский натюрморт», был написан художником в 1504 году. В это время де Барбари работал при дворе саксонского курфюста Фридриха III.
«Первым натюрмортом» историки искусства часто называют работу Караваджо. Кстати, останки художника захоронили лишь в июле 2014-го — в тосканском городке Порто-Эрколе, где он умер еще в 1610-м году, 38-леним, от последствий болезни. Во время траурной церемонии на гроб с останками Караваджо вместо букета положили корзинку с фруктами — такую, как на этом натюрморте.
Корзина с фруктами
1596, 46×64 см
Натюрморт ванитас
Выделяют отдельный поджанр натюрморта — ванитас (от латинского vanitas — суета, тщеславие), где центральным предметом композиции является человеческий череп. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!» (Еккл. 1:2) — именно этот библейский стих является лейтмотивом всех натюрмортов ванитас. Иногда череп изображали на обратной стороне портрета. Таким образом мастера эпохи барокко аллегорически изображали быстротечность жизни и смертность человека. Первым голландским натюрмортом кисти Якоба де Гейна считается именно «Vanitas» (1603). Жанр ванитас был настолько популярен, что нашел свое отражение и в литературе: Уильям Шекспир отобразил его в трагедии «Гамлет» (1600 — 1601), дав в руки Гамлету череп Йорика.
Ванитас
1603, 32.5×21.2 см
Символизм натюрморта
Самостоятельным жанром натюрморт становится в XVII веке, чему немало способствовали голландские и фламандские художники. В употребление вошел термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Жанр получил популярность благодаря скрытому символизму изображаемых предметов, чему немало способствовали ванитас. И если череп был явным напоминанием о смерти, то ростки зерен символизировали жизнь, цветы — любовь, а фрукты — плодородие или изобилие. В каждом ряде предметов также были свои аллегорические смыслы. Так, гниющие фрукты олицетворяли старение, яблоки или груши напоминали зрителям о грехопадении, а сливы или персики символизировали эротику и секс. Символизм был настолько распространенным явлением, что для расшифровки картин использовали эмблематические сборники, которые издавались достаточно большими тиражами.Читайте в Артхиве: «На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве
Жанр натюрморта быстро развивался, сопровождая научные достижения и географические открытия. На картинах изображали различные редкости — предметы быта и растения, посуду и фрукты, технологию изготовления различных предметов.
Читайте в Артхиве: «Тюльпановое безумие» — когда цветы дороже золота
Натюрморт с перепелятником, птицей, фарфором и раковинами
1611, 52×71 см
Типы натюрморта
Первый тип натюрморта изображает вещи, принадлежащие некоему владельцу, и характеризуется достаточно свободной, естественной композицией. При этом предметы, изображенные на картине, являются косвенной характеристикой их хозяина.Второй тип натюрморта изображает предметы как самоценные вещи. Нарочитая, выставочная композиция призвана подчеркнуть декоративность изображения.
Натюрморт с большим золотым кубком
1624, 65×55.5 см
Цветочный натюрморт
В 1620-х годах Голландия превратилась в центр торговли экзотическими тюльпанами. Это привело к развитию жанра «цветочный натюрморт». Главными мастерами, работавшими в этом жанре, были Амброзиус Босхарт Старший, Бальтасар ван дер Аст, Ян Давидс де Хем. Цветочные натюрморты пользовались большой популярностью не только в Голландии, но и по всей Европе: луковицы тюльпанов были настолько дороги, что позволить их себе мог не каждый. А вот купить картину с роскошным букетом, радующим глаз долгие годы, было куда выгоднее. К тому же нередко получить в реальности букет, изображенный на картине, было невозможно: художники собирали в единые композиции растения, цветущие в различное время.
Натюрморт с пестрыми тюльпанами в вазе и бабочкой
1625, 40.8×27.6 см
Завтраки на картинах
Изображение накрытого стола — еще один вид голландского натюрморта, популярного в XVII веке. На картинах изображали блюда, подаваемые традиционно к завтраку — сыр и булочки, фрукты, ветчину, сосуды с пивом. Более зажиточные горожане могли себе позволить полюбоваться изображениями пирогов и дичи, омаров, креветок и вина. О многом свидетельствовала посуда: изящное стекло (символизировало хрупкость), серебро (богатство), китайский фарфор (чистота). Ступка и пестик символизировали женское и мужское начала, пустой бокал означал смерть, а наполненный наполовину — умеренность.
Натюрморт
1610, 77×49 см
О выставке натюрмортов нидерландской художницы-новатора XVII века Клары Петерс читайте нашу публикацию в Артхиве
Натюрморт с сыром, миндалем и кренделями
1615, 34.5×49.5 см
Ученый натюрморт
Еже один жанр натюрморта, пользующийся популярностью в XVII веке — ученый натюрморт. Для него характерны изображения религиозной символики, книг, географических карт, а также приемы оптической иллюзии и гиперреализм («обманки», тромплей). Чтобы разобраться во всех символах ученого натюрморта, следовало быть достаточно образованным человеком и досконально знать Библию.
Тромплёй Vanitas
1668, 152×118 см
Тромплей в Артхиве: Семеро обманщиков: кто из старых мастеров имитировал реальность?
Натюрморт с шахматной доской
73×55 см
Охотничий натюрморт
Так называемый «охотничий» натюрморт изображал мертвую дичь и рыбу и был очень популярен у богатой аристократии. Охотничий натюрморт часто был предметом интерьера мужского кабинета, символизируя удачливость его владельца.
Заяц, фрукты и попугай
1647, 70.5×97 см
На стыке жанров
Часто встречаются натюрморты, вписанные в пейзаж или в интерьер. В этом случае главным является натюрморт, а его художественное обрамление — второстепенно и несет дополнительную смысловую нагрузку.
Корзина с цветами
1849, 107.3×142.2 см
Натюрморт в России
В России натюрморт появился в начале XVIII века. В традициях академизма жанр натюрморта считался «низким» — в отличие от «высокого» жанра исторической и мифологической картины. В Академии художеств на третьем и втором курсе обучения ученики рисовали, по сути, натюрморты — гипсовые головы и гипсовые фигуры, оттачивая технику рисунка.
Плоды и дыня
1830-е
, 49×67 см
Снедь московская. Хлебы
1924, 145×129 см
Сирень в корзине ("Героическая")
1933, 79×104 см
Современный натюрморт
Очередной расцвет натюрморта как жанра пришелся на начало ХХ века. Художники активно развивали изобразительный язык цвета, формы и композиционного построения картины. Натюрморт становится жанром художественного эксперимента.
Подсолнухи в желтой вазе
Январь 1889, 95×73 см
Каждое следующее художественное течение вносило в натюрморт свои особенности. Этот жанр хорошо подходил для демонстрации зрителю основных принципов того или иного стиля. Импрессионист Пьер-Огюст Ренуар уделял натюрмортам много внимания, рисуя букеты цветов и фрукты. Одна из составляющих популярности постимпрессиониста Винсента ван Гога — его цветочные натюрморты. Сезанн и жанр натюрморта — еще одна стойкая ассоциация: художник написал знаменитую серию картин с яблоками, винными бутылками и кувшинами с водой. Пабло Пикассо, проходя различные стадии развития своего творчества, создавал натюрморты в стиле кубизм
, сюрреализм
и постимпрессионизм, каждый раз по-новому интерпретируя предметы окружающего мира.
Натюрморт с бутылкой
1884, 65×81 см
Сюрреалисты также отдали дань жанру натюрморта. Сальвадор Дали, Рене Магритт, Джорджо Моранди — каждый из них неоднократно запечатлел в своих картинах неодушевленные предметы, существующие в фантастических мирах и иных творческих измерениях.
Натюрморт с корзиной фруктов
1927, 53×93 см
Натюрморт с черепом и тремя морскими ежами
1947, 60×72.5 см
Развитие рекламы сыграло весомую роль в развитии жанра натюрморта. Идеализация предметов и гламурность, призванные привлечь потенциального потребителя, были свойственны коммерческим художникам, создающим привлекательные образы товаров для их продвижения на рынке. В то же время, ряд художников — например, Энди Уорхол и Джеймс Розенквист — использовали приемы натюрморта для высмеивания потребительского ажиотажа, культивируемого в обществе.
Сто банок с супом «Кэмпбелл»
1962, 183×132 см
После Второй мировой войны большую популярность стали играть инсталляции: овеществленные натюрморты представляли в виде пространственных композиций. Современные прочтения натюрморта стали одной из самых дорогих тенденций в нынешней поп-культуре: в этом жанре работают Джефф Кунс, Такаси Мураками, Дэмиен Хёрст.
Известные художники, работавшие в жанре натюрморт: Амброзиус Босхарт Старший, Франс Снейдерс, Ян Фейт, Мельхиор де Хондекутер, Франсиско де Сурбаран, Питер Клас, Виллем Кальф, Иван Хруцкий, Игорь Грабарь, Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Джорджо ди Кирико, Сальвадор Дали, Рене Магритт, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Владимир Немухин, Мартирос Сарьян, Илья Машков, Кузьма Петров-Водкин, Юрий Пименов.
Знаковые натюрморты: Якоб де Гейн, «Ванитас»; Микеланджело меризи ди Караваджо, «Корзина с фруктами», Якопо де Барбари, «Натюрморт с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом«; Ян Брейгель младший, «Цветы в деревянном сосуде«; Винсент Ван Гог, «Подсолнухи в желтой вазе».
Знаковые натюрморты: Якоб де Гейн, «Ванитас»; Микеланджело меризи ди Караваджо, «Корзина с фруктами», Якопо де Барбари, «Натюрморт с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом«; Ян Брейгель младший, «Цветы в деревянном сосуде«; Винсент Ван Гог, «Подсолнухи в желтой вазе».