Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста

Два Лукаса, Два Кранаха - художники на службе у Саксонских курфюрстов и Реформации

Мне нравится3       0  
Лукас Кранах Старший и его сын, Лукас Кранах Младший — художники Ренессанса, одного из самых блестящих периодов немецкого искусства. В Германии 2015 год был объявлен годом Кранахов, а в 2017-том мир отмечал 500-летие Реформации — у нас имеются веские причины вспомнить о немецких мастерах.
4 октября отмечаем дни рождения великих Кранахов: оба родились в четвертый день второго месяца осени, а у Младшего к тому же в 2015-том — 500-летний юбилей!

Лукас Кранах Старший

Художник родился в городке Кронах в Верхней Франконии, отсюда и его славное, известное всему миру имя. После недолгого обучения у своего отца-художника он отправился в Баварию, и затем — в Австрию. В Вене он сблизился с кругом гуманистов. Одна из ранних его работ — диптих «Куспиниан», портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше основателя общества гуманистов — доктора, профессора университета, — и его супруги.
Лукас Кранах Старший. Портрет доктора Иоганна Куспиниана
Лукас Кранах Старший. Портрет Анны Куспиниан
Лукас Кранах Старший. Отдых на пути в Египет

Один из ранних шедевров мастера — «Отдых на пути в Египет», написанный в Вене. Если говорить о сказочном волшебстве, присущем лучшим произведениям Кранаха, то ярче всего оно отразилось в этой картине.
В 1505 году Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый пригласил художника в Виттенберг.
Лукас Кранах Младший. Портрет Лукаса Кранаха Старшего в возрасте 77 лет



Курфюрст намеревался превратить этот провинциальный город в крупный культурный центр. Он основал университет, пригласил опытных преподавателей. Кранаха пригласил как придворного живописца. О высоком почитании его таланта говорит тот факт, что художнику назначают годовое жалование в сто гульденов, в то время как его предшественник получал всего сорок.

В Виттенберге художник прожил почти 50 лет. Он верно служил трем курфюрстам в качестве придворного живописца, советника и даже камердинера, и стал «самым долголетним художником Ренессанса». Кранах открыл в городе мастерскую, владел аптекой, книжной лавкой, типографией и был наиболее богатым и влиятельным бюргером Виттенберга. Дважды его избирали бургомистром.
Кроме придворных заказов, Кранах выполнял и городские — считают, что «Алтарь Святой Екатерины» был выполнен по заказу виттенбергских профессоров. Святая Екатерина — покровительница ученых. На центральной створке алтаря, как установили историки, — портреты преподавателей университета.

Мастерская Лукаса Кранаха Старшего

Кранах постоянно был загружен работой и не мог лично выполнять все заказы, поэтому многие произведения выполнялись другими художниками в его мастерской. Ее производительностью были поражены даже современники: при Кранахе Старшем было выполнено около 5 000 картин!


В 1508 году Саксонский курфюрст пожаловал Кранаху герб в виде крылатого змея с короной на голове и рубиновым кольцом. Этим знаком художник стал подписывать собственные работы и работы, выполненные в его мастерской, как говорят искусствоведы «нивелируя этим самым свое творчество».

В 1506—1509 годы Кранах создает большинство своих гравюр. Некоторые из них по тонкости рисунка и выразительности образов соперничают с лучшими работами Дюрера, - к таковым относят гравюру «Святой Георгий». Именно в гравюре Кранах впервые обращается к античным сюжетам и начинает изображать обнаженную натуру.
Лукас Кранах Старший. Святой Георгий
Лукас Кранах Старший. Венера и Купидон
В живописи Кранах работает в различных жанрах. Для саксонских церквей он делает большие алтари. Создает свой тип Мадонны, который повторял во многих своих картинах и который подхватили его последователи. Для высокопоставленных заказчиков Кранах пишет «кабинетные картины» маленького формата.
Лукас Кранах Старший. Алтарь Торгау. Святое семейство
Лукас Кранах Старший
1509, 121×100 см
Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем под яблоней
Лукас Кранах Старший
1530-е , 87×59 см
Лукас Кранах Старший. Мадонна-Млекопитательница
Лукас Кранах Старший
1515, 81×54 см
Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой
Виттенберг был университетским городом. Преподаватели-гуманисты насаждали интерес к античности, а двор, желавший слыть просвещенным, превратил увлечение классической литературой, историей и мифологией в моду. Кранах откликнулся на эту моду и написал множество картин на мифологические сюжеты.
Лукас Кранах Старший. Венера и Амур, ворующий мед
Лукас Кранах Старший
1537, 81.3×54.6 см
Лукас Кранах Старший. Венера и Амур
Лукас Кранах Старший
1527, 12 см
Лукас Кранах Старший. Семейство фавна
Лукас Кранах Старший
1520-е , 56×83 см
Лукас Кранах Старший. Суд Париса
Лукас Кранах Старший
1530-е , 36.4×50.8 см
На одной из картин с обнаженным «греховным» телом художник написал:

«Всеми силами гони купидоново сладострастие.
Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

Возможно, это уже первые морали, которые художник вскоре будет «проповедовать» в своих картинах во времена Реформаторства.

Реформация и Лютер

В эту атмосферу расцвета искусств врывается Реформация. Кранах знакомится с Мартином Лютером и становится его близким другом (а еще шафером на его свадьбе и позже крестным отцом его детей). Художник присоединяется к новому учению и направляет свой талант на службу реформатора церкви.
Событие, послужившее толчком к перевороту сознания творца, было обнародование 95 тезисов Мартина Лютера: они были вывешены в 1517 году на дверях церкви в Виттенберге. В них он подверг сомнению папскую власть и утвердил веру в то, что между Богом и человеком не нужны посредники, тем более такие, как католическая церковь, погрязшая в грехах корыстолюбия и разврата. В 1520 году Папа Лев Х отлучил его от Церкви, но Лютер публично сжег папскую буллу. Так начался раскол церкви.
Кранах написал множество портретов Лютера, чем немало поспособствовал в распространении протестантизма. Самым любимым образом в народе стал такой романтический герой, изображенный на гравюре Кранаха, как юнкер Йорк. Некоторое время Лютер скрывался в замке Вартбург. Он одевался в светскую одежду, отрастил волосы и бороду и начал называться Йорком. В это время Лютер впервые сделал перевод Библии на немецкий язык, а его друг-художник создал к ней иллюстрации.


Кранах разработал концепцию изображения религиозных сюжетов в духе новой веры. Они проповедовали оправдание и прощение грехов человека через веру, а не через индульгенции, как предлагала католическая церковь.
Еще одна грань таланта Кранаха — дар портретиста. На картинах предстают изящные дамы в изысканных костюмах — будто героини древнегреческих мифов на новый лад, а мужчины — доблестные, мудрые и храбрые вельможи.
Лукас Кранах Старший. Портрет Генриха V Благочестивого, герцога Саксонского
Лукас Кранах Старший. Портрет герцогини Катарины Мекленбургской

Кранах Сын

Готовясь к самому яркому событию в этом году в Германии — 500-летнему юбилею Лукаса Кранаха Младшего, искусствоведы несколько лет изучали его творчество и с изумлением для себя обнаружили в нем… великого мастера! Ранее его скромно называли лучшим учеником Лукаса Кранаха Старшего, зато сейчас немцы заявляют о новом (то есть заново открытом) гении.
Лукас Кранах Младший учился у своего отца и мастерскую унаследовал еще при его жизни. Благодаря своей предприимчивости и работоспособности, мастерская по-прежнему процветала и была одной из самых успешных в Европе. Кранах-сын, также, как и отец, был мэром Виттенберга.
Лукас Кранах Младший. Портрет Августа, курфюста Саксонии
Лукас Кранах Младший. Портрет Анны Датской
Лукас Кранах Младший. Обращение Савла



Кранах Младший, как и Старший, писал алтари, портреты, аллегорические и мифологические сцены…

Пожалуй, получалось у него порой не хуже, чем у знаменитого Старшего: взгляните на работы потомка!
Открытием в творчестве младшего из династии художников стала серия графических работ. Портреты ранее приписывались его отцу, и только последние исследование доказали авторство Лукаса-сына.
Лукас Кранах Младший. Давид и Вирсавия
Лукас Кранах Младший. Иисус и Мария Магдалена

К открытию проекта «Кранах 2015» в этом году вышли сразу две крупных монографии о младшем из художников. «Лукас Кранах Младший и реформация образа» («Lucas Cranach der Jüngere und die Reformation der Bilder», Elke Werner, Anne Eusterschulte, Gunnar Heidenreich) — результат международной конференции. Участники «открыли новые перспективы изучения его творчества, как художника, бизнесмена и политика».

Вторая книга — «Лукас Кранах Младший — биография» Стефан Рейна («Lucas Cranach der Jüngere — Eine biografische Annäherung» Stefan Rhein) — стала первой монографией о жизни этого замечательного художника.

О грандиозном проекте Кранах-2015, приуроченном к 500-летию со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего, читайте в наших отдельных публикациях. Событий так много, что обзор получился в двух частях. Что ж, Кранахи, как говорится, нынче «в тренде».
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP