Знаки, знаки, знаки...
Возьмем, к примеру, классическую работу — «Желтый Иисус» Поля Гогена, которая является ключом к пониманию символизма. Пока Иисус, эталон жертвенности, страдает на кресте, три крестьянки, как ни в чем не бывало, работают в поле. Жертва ради человечества остается незамеченной.В этой картине есть понятные всем символы, иносказательность и таинственность, к которой так стремятся приверженцы данного стиля. Религиозные символы им тоже не чужды.
Набор типичных образов: жизнь и смерть, ангелы и демоны, грустные клоуны и другие подобные герои. Часто у персонажей картин большие, тоскливые, задумчивые глаза. Каждый символ выражает идеи, к которым человек приходит интуитивно, подсознательно. Цветовая гамма и техника не важны, главное — символика.
К примеру, «Раненый ангел» финского художника Хуго Симберга символизирует обиженные надежды и потерю детской наивности. Эта картина — визитная карточка северного символизма.
Важно не спутать
Во многом символизм пересекается с модерном. Принципиальное отличие — модерн это декоративно-прикладной стиль с четкими правилами и чертами, символизм — понятие широкое. Если в модерне главное увидеть, то в символизме — почувствовать. В нем больше метафор, иносказательности.
По большому счету, стиль формировался на протяжении всей истории человечества, ведь символика была всегда. Например, нимб на иконах — символ святости, голубь — межнациональный символом мира.
Символизм — это всегда таинственность, желание ответить на вечные вопросы. Как сказал Лев Троцкий, это «желание забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».
Знаковые полотна символизма
— Михаил Врубель — «Царевна-лебедь» (1900) — написана на основе образа из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету произведения Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела жена художника, она же позировала для картины.
— Поль Гоген «Желтый Христос» (1899) Наряду с «Зеленым Христосом» Гогена, считается одной из ключевых работ в символизме.
— Хуго Симберг — «Раненый ангел» (1903). Работа финского художника является визитной карточкой северного символизма и часто используется для иллюстрирования книг, плакатов, дизайна.
Вы – эксперт, если:
Склонны относить картину Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» скорее к модерну, чем к символизму. В ней есть витиеватость, декоративность, но нет символов, которые понятны каждому.Вы – профан, если:
Не видите разницы между символизмом и сюрреализмом. Сюрреализм искажает действительность, в нем нет логики, а работы символистов выглядят достаточно реалистично — просто они из другой, потусторонней реальности. Они выглядят так, будто кто-то открыл дверь между миром грез и повседневностью.Несимволичные суммы
— По данным разных экспертов, «Желтый Христос» Поля Гогена оценивается в 17−25 млн. долларов. Картина хранится в галерее Олбрайта-Нокса (город Буффало, штат Нью-Йорк).— Работа Сергея Судейкина «Грузинское кабаре, Тифлис» (1919 год), в 2005 году была продана на Sotheby’s почти за 300 тысяч долларов. Судейкин — член «Голубой розы»: объединения русских символистов. Их первая выставка, «Алая роза», прошла в 1904 году в Саратове. Спустя три года они объединились в «Голубую розу». Выбирая название, художники опирались на произведение «Голубой цветок» — символ недостижимого идеала, который использовал немецкий писатель Новалис.
Вот так история!
Существует французская настольная игра «Диксит» на воображение. Иллюстрации к ней создала художница Мари Кардуа, и все они достаточно символичны. Эта игра — отличный тренинг для понимания данного стиля.