войти
опубликовать

Иероним
Босх

Нидерланды • 1450−1516
Читать дальше
Перейти к биографии

Публикации

Смотреть все публикации

Выставки

Все выставки художника
Святой Иоанн на Патмосе. Фрагмент
Святой Иоанн на Патмосе. Фрагмент
1505
Страшный суд. Фрагмент центральной панели
Страшный суд. Фрагмент центральной панели
1500-е
Взятие Христа под стражу. Триптих "Искушение Святого Антония". Левая внешняя створка
Взятие Христа под стражу. Триптих "Искушение Святого Антония". Левая внешняя створка
XVI век, 131.5×53 см
€50
Цифровая копия
Адская река. Полиптих Видения загробного мира (Блаженные и проклятые). Правая панель
Адская река. Полиптих Видения загробного мира (Блаженные и проклятые). Правая панель
1516, 86.5×39.5 см
€50
Цифровая копия
Несение креста. Триптих "Искушение Святого Антония". Правая внешняя створка
Несение креста. Триптих "Искушение Святого Антония". Правая внешняя створка
1500, 131.5×53 см
€50
Цифровая копия
Фокусник
Фокусник
1502, 53×65 см
€50
Цифровая копия
Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент
Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент
1500-е
Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент
Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент
1500-е
Увенчание терновым венцом. Фрагмент
Увенчание терновым венцом. Фрагмент
1500-е
€50
Цифровая копия
Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент
Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент
1500-е
Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент
Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент
1500-е
Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент
Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент
1500-е
Посмотреть все работы художника

Лента

10 апреля в разных странах мира отмечается День братьев и сестёр (Siblings Day), а у Иеронима Босха совершенно точно были братья и – предположительно – сестра. Как всем хорошо известно, о семье Босха неизвестно почти ничего, кроме того, что большинство ее представителей, как и Иероним, были художниками, причем такими, работы которых не сохранились. Но и эти скудные сведения будоражат воображение беллетристов, порождая, например, такие истории:

«В голландском Хертогенбосе в семье потомственных художников ван Акенов в мае 1450 года (точная дата неизвестна) родился мальчик Иероним. Фамилия ван Акен указывает на немецкие корни – предки были выходцами из Аахена.

Живописью занимались дед, Ян ван Аакен и брат Гооссен. Мать была родом из семьи резчика по дереву. Все ван Акены выполняли самые разнообразные заказы – украшали позолотой стены богатых домов, деревянные скульптуры, брали у епископа подряды на изготовление священных сосудов.

Иероним рос тихим мальчиком, любил уединение, в играх ровесников участия не принимал. Мог часами с увлечением и тщательностью препарировать рыбу или мёртвое животное, а потом, аккуратно разложив все их части по порядку, делал зарисовки, на редкость точные и реалистичные. Этому его научила Херберта, старшая сестра, художница-самоучка, скрывавшая свой талант: в середине XV века девушку с такими способностями могли сжечь на костре без особого разбирательства.

Он любил экспериментировать, комбинируя свои зарисовки, соединяя части рыб и животных так, что возникали совершенно фантастические формы, неземные «чудо-юды», обладавшие своеобразной красотой.

Однажды Херберта нарисовала странную картину: немолодой бородатый мужчина с длинными прямыми волосами суёт в огонь кошку и ухмыляется, наблюдая, как его жертва вопит от страшной боли.

- Это Бог, - объяснила она младшему брату. – Он наслаждается муками грешницы. Кем нужно быть, чтобы заставит животное так мучиться хотя бы минуту?! А отправить человека в геенну огненную на веки вечные?! Хороша же бесконечная справедливость! Может ли человек в здравом рассудке верить в столь беспощадного Бога? Что с тобой, братишка? Опять замечтался… Какие адские чудища увидел на этот раз? Знаешь, Рони, мне кажется, когда-нибудь ты заставишь всех ахнуть от удивления!

В квартале, где жил Иероним, обыватели любили глазеть на казни еретиков и преступников: их либо вешали в Вюхте, на Виселичном поле, либо сжигали заживо. Всё зависело от тяжести проступка или от настроения судьи. С некоторых пор на таком же жутком, как Виселичное, Хинтемском поле на траве стали появляться «ведьмины круги». Кто и каким образом наносил их на поле и куда исчезала трава из борозд, образующих круги и линии?!

Херберта заинтересовалась этим и однажды взяла с собой брата. За ними увязался сосед, деревенский увалень, побродил с ними немного и незаметно исчез. Сестра внимательно рассматривала круги, а Иероним вдруг в ужасе замер на месте: он отчётливо увидел, как на пустом поле возникли три виселицы, а весь горизонт полыхнул огнём, голубое небо сделалось чёрным от дыма и по нему поплыли гигантские рыбы с всадниками-гномами.

- Ну, что опять приведелось? – спросила Херберта потрясённого мальчика и, выслушав его рассказ, попыталась успокоить: - Есть на земле места, где можно увидеть и не такое. А тебе дано прозревать подоплёку вещей, это редкий дар. Понятное дело, кое-кому будет страшно. Неведомое страшит, и ничего тут не поделаешь…

На следующий день сестру арестовали, обвинив в колдовстве. К счастью, ван Акенам удалось упросить епископа отпустить её...»

(Антон Васильев. «Неземные горизонты Босха»)
Се Человек (Ecce Homo)

Босх в деталях: о чем говорят надписи на картине и что за тени проступили в левом углу?


Не самая известная работа Босха – Ecce Homo («Се человек») из Штеделевского художественного института, что во Франкфурте-на-Майне. Страстная пятница – самое время рассмотреть её повнимательнее.

Увенчанный терновым венцом Иисус стоит на каменном постаменте дворца Понтия Пилата в окружении прокуратора и его приспешников. Его тело наполовину обнажено и истерзано плетьми, и кровь струится из ран на теле стекает на камни. А внизу беснуется разношерстная толпа, на лицах которой написаны злорадство и жестокость. Собравшиеся скандируют Crucifige eum («Распни его!»). Это требование, исходящее от толпы, написано золотыми готическими буквами. Так же выглядит и реплика Пилата, давшая название картине, Ecce Homo («Се человек»). Третья реплика, записанная золотыми готическими буквами, располагается по диагонали вдоль постамента. Её слова Salve nos Christe redemptor («Спаси нас, Христос-искупитель!») когда-то принадлежали донаторам (заказчикам картины), чьи фигуры по неизвестным причинам были позднее записаны, однако со временем их силуэты вновь проступили в нижней левой части картины Босха.
Вся лента