Рогир ван дер Вейден (родился в Турне в 1399/1400 г., умер в Брюсселе в 1464 г.) входит в число значимых творцов пятнадцатого столетия: наряду с его предшественником Яном ван Эйком является основателем ранней нидерландской живописи. Деятельность ван дер Вейдена сконцентрирована на глубинном и скрупулезном освоении тонкостей и особенностей личности человека.
Особенности творчества художника Рогира ван дер Вейдена: львиная доля алтарных творений бельгийского маэстро демонстрирует трагические сюжеты Священного Писания. Раннему творчеству ван дер Вейдена еще не свойственно серьезное увлечение пространственной составляющей полотна. В творениях того периода живописец нередко обращается к монохромно-гризайльной технике, что имитирует резьбу. Вместе с тем, Рогир ван дер Вейден знаменит и как портретист. В большинстве своем художник запечатлевал образы людей высшего сословия. Образная интерпретация таких картин выражает господствующее желание раскрыть физический и духовный аристократизм личности. Изображая женщин, Рогир ван дер Вейден использует кардинально новый подход, стремясь акцентировать все внимание на грациозности и красоте модели. Он преподносит женщин, как образец чистоты, свежести, подчеркивает женственность каждой портретируемой.
Известные картины художника Рогира ван дер Вейдена: самым ранним его творением является «Снятие с креста». Оно входит в топ главных художественных шедевров во всем мире. Мастер передал глубокий драматизм действия всего лишь посредством жестов действующих лиц. Данная картина — это единственное творение, авторство которого исследователи закрепили за Рогиром. Однако собрать точный список картин, наверняка принадлежащих кисти ван дер Вейдена, не представляется возможным.
Картины Рогира ван дер Вейдена
Рогир ван дер Вейден – небезызвестная, но при этом, загадочная фигура. Хоть он и признан одним из наиболее значимых художников во фламандской живописи пятнадцатого века, биографических фактов о нем сохранилось совсем немного. До сегодняшнего дня не дожило ни одной картины Рогира ван дер Вейдена, подписанной им лично. Что же касается тех его творений, о которых есть документальные упоминания, то они всего лишь ориентировочные и не могут расцениваться, как полноценное доказательство.
Получается, что приписывая живописцу авторство на то или иное произведение, искусствоведам приходится ориентироваться только на косвенные признаки. Единственная картина, подробно описанная в современных источниках — «Снятие с креста». Сейчас это полотно хранится в мадридском музее Прадо.
В период военных лет были уничтожены практически все архивы, хранящие хоть немного информации о нидерландском живописце. Деятели культуры буквально по мелким деталям восстанавливают этапы развития художника и творческий путь, который прошел ван дер Вейден.
Распространено предположение, что отцом художника был успешный предприниматель. Также исследователи сходятся во мнении, что Рогир ван дер Вейден учился у Робера Кампена. Единственное, что здесь удивляет – это поздний возраст, в котором живописец поступил на обучение. В тридцать лет другие художники того времени уже открывали свои собственные мастерские. Искусствоведы полагают, что Рогир поступил «фиктивно» для того чтобы получить официальное звание мастера. К тому времени нидерландский маэстро успел обзавестись женой и первенцем.
Обосновавшись в Брюсселе, творец добивается сразу и творческого, и материального успеха. У Рогира накапливаются солидные счета в банках, а в 1443 году он покупает два престижных коттеджа в самых фешенебельных районах бельгийской столицы. К тому моменту известия о нидерландском художнике стали распространяться по Европе, достигнув королевского двора Испании.
С середины сороковых годов пятнадцатого века в кругу клиентов Рогира отмечаются значительные изменения. Если ранее его заказчиками были преимущественно зажиточные брюгеры, то теперь Рогиром заинтересовались представители аристократии. Но, несмотря на это, придворным художником Рогир все-таки не стал — видимо, он не хотел терять свою независимость.
Религиозные мотивы в творчестве художника
Ранний период деятельности живописца представлен в большинстве своем произведениями на религиозную тематику. В отличие от его предшественника, Яна ван Эйка, который восторженно прославлял мир, в картинах Рогира ван дер Вейдена прослеживается трагизм. Это особенно заметно на полотне «Страшный суд», где поверхность земли – обнаженная безжизненная равнина, из которой появляются голые люди, вызванные звуками труб, чтобы в жутком томлении дожидаться участи, которая им выпадет.
Но по возвращении из Италии живописная манера художника заметно меняется. В композициях Рогира возрастает пространственность, больше внимания на полотне уделяется фону. Все чаще на картинах живописца прослеживаются евангельские сюжеты и символы. Показательной в этом плане является правая створка «Триптиха семейства Брак». Здесь на переднем плане изображена спокойная и умиротворенная Мария Магдалина, а за ней раскинулся скалистый пейзаж, крутые высоты которого затягивают глубоко внутрь картины.
Религиозные произведения ван дер Вейдена имели большой успех. Картины живописца активно копировали другие художники. Об этом свидетельствуют многочисленные копии, выполненные в пятнадцатом веке с его произведений.
Рогир ван дер Вейден как портретист
В отличие от картин ван Эйка, который изображал на своих полотнах преимущественно представителей бюргерского общества, портреты Рогира больше соответствуют вкусам аристократии. Именно ее художник чаще всего и изображал на своих картинах.
Одной из показательных работ в данном жанре является портрет Франческо д’Эсте. На полотне появляется новая для нидерландской живописи деталь – светлый фон. За счет такого решения силуэт молодого человека прорисовывается более четко. Главный акцент художник фокусирует на утонченном лице с выразительным носом с горбинкой. В тонких и длинных пальцах мужчины зажаты молоток с кольцом – очевидно, свидетельствующий о его высокой должности. Портретируемый одет в темную одежду, которая оттенена золотой цепью и золотистой каймой на рукавах и воротнике. Взгляд же его направлен мимо зрителя, что выражает надменное желание быть выше окружающего мира.
Работая над портретами женщин, принадлежащих к бельгийской аристократии, живописец идеализировал образы юных аристократичных красавиц. Чтобы передать их молодость и мягкость черт, Рогир использовал преимущественно светлые тона, оживляя их алым цветом. Художник передавал фактуры тканей настолько мастерски, что на полотне утонченные девичьи лица оживают — их фарфоровая кожа буквально светится, а ювелирные украшения отблескивают на солнечном свете, преображая нежный облик. Все это делает произведения ван дер Вейдена настоящими шедеврами, которые известны по сегодняшний день, и вдохновляют своим особым волшебством других деятелей искусства.