Франсуа был сыном художника Жана Клуэ. Как и отец, носил прозвище «Жане». Младшего. Работал преимущественно в Париже.
C 1540 – придворный живописец Франциска I и его преемников, руководил большой мастерской. Снимал посмертные маски.
Его творчество отмечено лишь несколькими упоминаниями в документах: в 1552 он украсил вензелями и полумесяцами сундук, сделанный Сибеком де Карпи; в 1568 он находился на службе у Клода Гуффье и его жены, Клод де Боне; в 1570-1572 ему оплатили работу над двумя знаменами для труб короля и доспехами. В 1572 он исполнил миниатюрный портрет испанской королевы. Наконец, в последний раз его имя упомянуто в качестве консультанта по монетам.
Французский художник.
Сын Жана Клуэ, от которого в 1541 он унаследовал титул художника короля, Франсуа Клуэ прославился в годы правления четырех французских королей. В его творчестве преобладают портреты, но одновременно он исполнял обязанности придворного художника: в 1547 и 1559, во время королевских похорон, он снимал посмертные маски с Франциска I, дофина и Генриха II. Вместе со скульптором Марком Бешо и другими художниками он устраивал похороны, посвящения, коронования с «маскарадами, турнирами и другими забавами». Однако его творчество отмечено лишь несколькими упоминаниями в документах: в 1552 он украшал вензелями и полумесяцами сундук, сделанный Сибеком де Карпи; в 1568 он находился на службе у Клода Гуффье и его жены, Клод де Боне; в 1570-1572 ему оплатили работу над двумя знаменами для труб короля и доспехами. В 1572 он исполняет миниатюрный портрет испанской королевы (вероятно, Елизаветы Австрийской). Наконец, в последний раз его имя упомянуто в качестве консультанта по монетам. Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской; большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде). Искусство Клуэ было воспето поэтами, в частности, Ронсаром, который описал утраченное произведение с изображением обнаженной возлюбленной художника; благодаря этому упоминанию Клуэ можно приписать жанровые картины в Нац. гал. в Вашингтоне. Франсуа Клуэ часто путают с его отцом, Жаном Клуэ, чему способствовало прозвище «Жане», которое они оба имели.
Нам известно только две подписных картины Клуэ: портрет его друга и соседа аптекаря Пьера К.юта (1562, Париж, Лувр) и «Купающаяся женщина» (Вашингтон, Нац. гал.). На основе портретного рисунка Карла IX, на котором стоит дата - 1566 (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Клуэ приписывается и живописный портрет Карла IX (Вена, Музей истории искусств), а также серия рисунков (Шантийи, музей Конде, и Париж, Нац. библиотека). Им близки и некоторые картины (портрет Генриха II в рост, Флоренция, Уффици) и блестящие реплики, исполненные его помощниками. Современники считали Франсуа Клуэ и прекрасным мастером портретной миниатюры, ему приписывают «Конный портрет Франциска 1» (Париж, Лувр) и «Конный портрет Генриха II» (Флоренция, Уффици); однако часто эти же портреты связывают и с именем Жана Клуэ.
Как свидетельствуют многочисленные документы и картина «Купающаяся женщина», Франсуа Клуэ, в отличие от его отца, был не только портретистом. Вероятно, он исполнил и «Купание Дианы» (Руан, Музей изящных искусств), чью важность подтверждают многочисленные реплики. Клуэ создал также несколько жанровых сцен - «Сцена из комедии» («Мнимый больной») и «Дети, жалующиеся Амуру», гравированные (под именем Жане) и изданные Леблоном. К этой группе принадлежит и композиция «Красавица», известная по многочисленным повторениям (Франция, частное собрание; Лугано, коллекция Тиссен-Борнемиса). Влияние Клуэ заметно и в нескольких произведениях неизвестных мастеров («Сабина Поппеа», Женева, музей Рат, и «Купающиеся женщины», Париж, Лувр).
Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписывается Жану Клуэ; по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. Вскоре молодой художник создал искусство более утонченное и более сложное, чем живопись его отца; это искусство сочетало в себе различные влияния - итальянское, нидерландское и немецкое. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в. («Портрет Елизаветы Австрийской», Париж, Лувр).
Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца; они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица («Портрет Маргариты Французской в детстве», Шантийи, музей Конде). Влияние живописи Клуэ во Франции и за границей было огромным, особенно в области портрета и жанровых сцен. Он возглавлял мастерскую, в которой работали художники, ныне почти неизвестные (Жак Патен, сын Жана Патена, сотрудника Жана Клуэ и Симон Леруа).