Интересная деталь: знак «зеркало Венеры» знают все, только мало кому известно, что рисунок, означающий женское начало, ведет свое начало от изображения зеркала, популярного во времена античности. К тому же есть сведения, что знак — «зеркало Венеры» восходит к древнеегипетскому символу жизни — Анх, обозначающему ключ жизни, символ бессмертия.
Мрачный взгляд Средневековья
В темное Средневековье Европа смотрелась в зеркало с опаской.Да и что хорошего в том, что миряне вместо того, чтобы молиться — подолгу себя рассматривают? Ничто так не питает Гордыню, как Самолюбование. К тому же у женщин (да и мужчин) это занятие могло поощрять далеко не возвышенные желания. Церковь и власти старались сдерживать запросы паствы! Поэтому призывали относиться к зеркалу, как к предмету роскоши, атрибуту тщеславия и самолюбования, чрезмерное увлечение которым могло привести к безумию. Церковь недвусмысленно причисляла и сам предмет, и его обладателя к нечистой силе, а лиц, экспериментировавших с зеркалами, обвиняли в колдовстве. Считалось, что, отразившись на иной поверхности, «рассекаются» не только тело и сердце, но также ум и воля.
Однако какая, же красотка не захочет взглянуть на себя лишний раз со стороны? Так возникла острая потребность направлять легкомысленные создания на путь истинный путем популяризации добродетелей. И сюжеты аллегорий надолго заняли свое место в истории живописи.
В создании дидактических иллюстраций принимали активное участие многие живописцы. Например, в творчестве ученика Альбрехта Дюрера — Ганса Бальдунга Грина (1480−1545) показана скоротечность времени: женщина с зеркалом и клепсидрой в обществе Смерти — весьма частый мотив.
Кающаяся Магдалина — Жорж де Латур. 1638−1643
И, хотя в те времена зеркало выступало аллегорией женского тщеславия, свеча, отражающаяся в нем, олицетворяет свет веры, которым озарена молодая женщина.
Вот зеркало мое — прими его, Киприда! Богиня красоты прекрасна будет ввек,..
Женщина, подолгу рассматривающая свое изображение в зеркале, добродетельной быть не может, и в итоге за атрибутом женской куртуазности надолго закрепилось клеймо «пособника распутства». Не случайно лидером в производстве зеркал являлась Венеция, известная своими куртизанками!Дабы спасти репутацию своего любимого предмета, в эпоху раннего Возрождения на подмогу из небытия была призвана Венера. Появилась Пеннорожденная отнюдь не на гребне морской волны, а свалилась с небес. Вошла она в иконографию как планета в образе богини, что смотрится в роковое зеркало.
В те времена обнаженная натура была под суровым запретом, а ослушавшихся могли и на костер отправить. Но, благодаря возросшему интересу к античной культуре у художников, все-таки появилась возможность «раздеть» женщин. Так возникли различные сюжеты, позволившие обогатить историю живописи очаровательными образами. И один из них «Венера и зеркало».
Возможно, именно из-за зеркала у внимательного зрителя и возникает чувство диссонанса при внимательном рассматривании прекрасного тела модели и ее простоватого отражения.
Зеркало (особенно кривое) не лжет
В XVIII в. распространилось представление о том, что через кривые зеркала выявляется истинная сущность человека. Так зеркало в человеческой культуре стало символизировать самопознание.Возможно, подобная теория появилась благодаря анаморфозам — динамичным зеркальным холстам, изобретенным в первой половине XVII в. В результате оптического смещения рисунок, недоступный поначалу для восприятия, складывался в легко прочитываемый образ. В этом даже усматривался глубокий философский смысл, который, подобно истине, раскрывался через зеркала.
Картина в картине
В XVI в. наступает время открытий, расцвета наук, изобретений. Человек становится творцом и важнейшим объектом художественного творчества. Внешний мир и, следовательно, человеческие фигуры изображаются в самых разнообразных жестах, движениях. Художники с удовольствием начинают использовать зеркала для развертывания композиции, чтобы показать то, чего в противном случае не смогли бы увидеть зрители.
В мастерской Веласкеса было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Однажды, когда художника спросили: зачем ему столько? он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение.
«Я раб журчащих вод, я пленник отраженья, Влекущего мой взор до головокруженья!»
Так писал о влюбившемся в свое отражение Нарциссе Поль Валери. Один из наиболее популярных, этот миф за века оброс многочисленными трактовками. В эпоху Ренессанса Нарцисса даже провозгласили изобретателем живописи!
Особую популярность легенда приобрела в модернистском искусстве, поскольку возрос интерес к роли подсознания в творческом процессе, и в этом случае вода уже не только отражает облик прекрасного юноши, но и символизирует глубины его души. Вглядываясь в отражение, Нарцисс пытается проникнуть в собственное подсознание.
Поэзия повседневности
В конце XVIII века появилось псише — аккуратное переносное зеркало, ставшее необходимым предметом обихода каждой уважающей себя дамы. Это дало художникам карт-бланш — даже в незатейливом интерьере поэтически интерпретировать повседневность.
“А в зеркале я за спиной своей Так часто что-то лишнее видала…”
На языческой Руси (и не только) зеркало разделяло мир земной и потусторонний. И до сих пор разбитое зеркало сулит несчастье, так как разрушает эту границу. Русские старообрядцы считали зеркала бесовским даром, а потому не допускали их в жилище. Смотреться в зеркало — предаваться грешному занятию! Так считали до конца XVII века, и только с приходом к власти Петра Первого все смогли любоваться собой без оглядки.
Это единственная работа Карла Брюллова на народную тему. В данном случае зеркало — атрибут святочного гадания, и героиня со страхом и надеждой всматривается в отражающийся мрак за своей спиной.
Иные миры
В ХХ веке зеркало вновь перестало быть простым предметом: ему вернули магические способности — показывать, что хочет, и уводить в иную реальность. Экспрессионисты, например, восприняв символику vanitas, представляли зеркало как лживую, заслоняющую реальную сущность вещей структуру.У Магритта автономность обретает отражение и, более того, входит в противоречие — но не с телом, а с зеркалом, законами физики.
Зеркала как картины
Зеркала благодаря искусному обрамлению могли сами по себе считаться произведениями искусства. Магические пространства блестящих поверхностей на протяжении веков заключали в рамы, изготовленные, как и в случае с картинами, преимущественно из дерева. Эти резные рамы были шедеврами мастерских резчиков, позолотчиков и ювелиров.