войти
опубликовать

Жан
Клуэ

Франция • 1475−1540

Жан Клуэ Младший и его сын Франсуа являются крупнейшими мастерами французской школы придворного портрета 16 в. Возможно, семья Клуэ происходит из Нидерландов, где это имя было распространено в конце 15 в. Жан Клуэ Младший - сын художника Жана Клуэ Старшего (ум. ок. 1500), иногда отождествляемого с Муленским мастером. Он приехал во Францию во времена правления Людовика XII, в 1516 стал одним из придворных художников Франциска I, а впоследствии был назначен главным живописцем короля.

Французский художник, возможно, нидерландского происхождения Жан Клуэ, как и его брат Полле, художник при дворе герцога Наваррского, был выходцем из Нидерландов. Возможно, он находился на службе у Людовика XII, но впервые упоминается в 1516 в качестве художника Франциска I (с жалованьем в 180 ливров, равным жалованью Перреаля, Бурдишона, Никола Белена и Бартоломея Гети). В 1521-1525 он жил в Type, где женился на дочери ювелира, а 10 мая 1522 он подписал контракт на исполнение образа св. Иеронима для ц. Сен-Пьер-дю-Буаль в Type по заказу дяди своей жены. В 1523 Клуэ создает золотую модель «Четырех Евангелистов» для вышивальщика из Парижа, где он обосновался, вероятно, в 1525-1527. В 1529 он заменяет Бурдишона и становится равным Перреалю, а в 1533 - камердинером короля: его имя многократно упоминается в счетах (1529, 1537), a coгласно документу от ноября 1541, к этому времени он уже умер. Жан Клуэ был богат и знаменит: в 1539 Клеман Маро назвал его равным Микеланджело. В его мастерской работали, в частности, Пти-Жан Шампион (который помогал ему с 1525, а позже стал королевским камердинером) и его сын Франсуа Клуэ.

Нам не известна ни одна подписная работа Жана Клуэ. Возможно, он исполнил карандашные рисунки (около 130, ок. 1536-1540, в основном Шантийи, музей Конде) с изображением придворных, которые относятся к документированному периоду его творчества и являются подготовительными рисунками к картинам. Среди них портрет Гийома Бюде (эскиз к живописному портрету в музее Метрополитен в Нью-Йорке). По аналогии с этими рисунками Л. Димие приписал Клуэ шесть портретов - дофина Франциска (Антверпен, Кор. музей изящных искусств), Шарлотты Французской (прежде - собрание Эпштейна), Франциска 1 (Париж, Лувр), Клода Лотарингского, герцога де Гиза (Флоренция, Палаццо Питти), Людовика Клевского, графа Неверского (Бергамо, Академия Каррара), «Мужчина с томиком Петрарки» (Лондон, дворец Хэмптон Корт). Эти атрибуции приняты и Ч. Стерлингом, который, как и Э. Блант, отрицает авторство Клуэ в портрете Франциска I (исполненного, по его мнению, Франсуа Клуэ) и дополняет список портретом Мари д'Ассиньи (Эдинбург, Нац. гал. Шотландии) и портретом «Мужчины с золотыми монетами» (Сент-Луис, Миссури, Гор. музей). Клуэ можно приписать также портрет Мадлен Французской (не сохранился, прежде - Париж, собрание Э. Ротшильда) и портрет Шарлотты Французской (Миннеаполис, Институт искусства). В альбоме гравюр Теве «Hommes illustres» воспроизведен и утраченный портрет Оронса Фине. Нужно также упомянуть и портретные миниатюры, эскизы к некоторым из которых также находятся в музее Конде («Портрет Шарля де Косее, графа де Бриссака», Нью-Йорк, музей Метрополитен), и портреты в круглых медальонах героев битвы при Мариньяне («Комментарии к галльской войне», Париж, Нац. библиотека), которые можно приписать и Перреалю. Авторство «Конного портрета Франциска I» (Париж, Лувр) представляется спорным; его могли исполнить как Жан, так и Франсуа Клуэ.

Живописное творчество Жана Клуэ, столь неполное сегодня, некогда было очень значительным. Оно состоит исключительно из портретов - жанр, к которому художник обратился по приезде в Париж и который принес ему огромный успех. Это - поясные портреты, как правило, небольшого формата, лица моделей освещены ровным светом, руки достаточно неловко помещены на первом плане. Никогда не отказываясь от своих нидерландских истоков, особенно заметных в ранних произведениях художника, искусство Жана Клуэ под влиянием французских (Фуке, Мастера из Мулена, Перреаля) и итальянских (Соларио, Леонардо да Винчи) мастеров развивалось в сторону монументальности, правдивости и простоты. Его строгие рисунки сангиной и углем лишены ненужных аксессуаров; мастер поглощен здесь изучением экспрессии лица модели. Хотя подобные рисунки служили, как правило, эскизами к живописным портретам, они обладают исключительной самоценностью. Жан Клуэ стал создателем «карандашного» жанра, развивавшегося во Франции в первой половине XVII в.

Перейти к биографии