Раннюю картину Питера Брейгеля Старшего
«Игры детей» не назовёшь грандиозной по габаритам: её размеры 118 на 161 сантиметр. Однако в этом сравнительно небольшом пространстве разместилось гигантское количество разнообразных фигурок, даже сосчитать которые (не говоря уже о том, чтобы понять, чем каждый занят) составляет серьёзную проблему.
Одни исследователи считают, что количество персонажей «Игр детей» – чуть более 230-ти. Другие полагают, с учётом самых удалённых крошечных фигурок и тех, что видны лишь частично в окнах и дверных проёмах, речь должна идти примерно о 250-ти действующих лицах. При этом они «действующие» в самом буквальном смысле: все они крайне поглощены своими занятиями, а их игры практически не повторяются.
Кто-то стоит на голове, кто-то оседлал товарища и скачет во весь опор, кто-то катается верхом на бочке, кто-то играет с обручами, кто-то бросает кости, кто-то играет в дочки-матери или в свадьбу… Учитывая большое количество персонажей, только перечисление их игр и дел заняло бы не одну страницу. Кстати, у Брейгеля есть картина, написанная в тот же период, что и «Игры детей» и также ориентирующаяся на народные лубочные гравюры, по которой составлены целые таблицы и каталоги с указанием занятий персонажей. Она называется
«Нидерландские пословицы», и в ней зашифровано не менее 118 пословиц и идиоматических выражений (несколько пословиц с картины расшифрованы в последней главе
этого материала).
Эксперты считают, что единственный взрослый персонаж «Игр детей» – это женщина, обливающая водой двух сцепившихся в драке мальчишек. Однако чтобы разглядеть её, выходящую из боковой двери дома на втором плане (кстати, по архитектуре дом чисто голландский, но к нему почему-то пристроена итальянская лёгкая лоджия), понадобится серьёзное зрительное усилие. Или лупа.
И всё же, хотя изображаются дети, Брейгель, по-видимому, иносказательно говорит нам о мире взрослых, об их занятиях, которые так же часто бывают бессмысленны или даже жестоки, как и многие детские игры на картине. Брейгель не чужд здесь морализаторства. К тому же он, как считают некоторые специалисты, находится здесь под воздействием сочинения своего соотечественника Эразма Роттердамского «Похвала глупости», осмелившегося посмотреть на мир с точки зрения качества, присущего «всем временам, и всем народам» – глупости.
«Нет ничего глупее серьёзного восприятия игривости, – утверждал Эразм. –
Но также нет ничего более бессмысленного, чем игривость в серьёзных делах».
Есть в «Играх детей» аллюзия и на занятия самого Брейгеля. Девочка в правом нижнем углу толчёт красные кирпичи. Так поступают и художники: полученный порошок можно будет превратить в пигмент для красок.
Автор: Анна Вчерашняя