Регистрация

Ближе некуда: история и детали Гентского алтаря на сайте «Ближе к ван Эйку»

Мне нравится4       0  
Ряд важных обновлений запустил сайт «Ближе к ван Эйку» (Closer to Van Eyck), где представлены захватывающие детали реставрации Гентского алтаря — одного из самых значительных произведений искусства в мире. Прежде всего, это новые снимки в таком высоком разрешении, что впору воскликнуть «ближе некуда!». Также появились фотографии до, во время и после реставрации, более широкий спектр технических снимков и возможность одновременного просмотра и сопоставления нескольких образов.
Обновления сайта Closer to Van Eyck не проводились с момента его запуска в 2012 году. Теперь это хороший повод ещё ближе рассмотреть шедевр братьев ван Эйков как с художественной, так и исторической точек зрения.
«Поклонение Мистическому Агнцу» — именно так официально называется Гентский алтарь — произведение поистине легендарное. Это не только образец высочайшего мастерства нидерландцев Губерта (1370 — 1426) и Яна (1390 — 1441) ван Эйков. За 600 лет их творение едва не было уничтожено огнём, подделывалось, похищалось, подвергалось цензуре, вывозилось Наполеоном, было объектом охоты в Первой и Второй мировых войнах, хранилось в соляной шахте, было продано священнослужителем-отступником — но вновь возвращалось на своё место, в собор святого Бавона в Генте.
Алтарь «Поклонение Мистическому Агнцу» в закрытом виде до и после реставрации. Фото: Closer to Van Eyck

Художники и их патроны

Гентский алтарь был освящён в 1432 году. Об этом извещает надпись на латыни на двух серебряных пластинах, обнаруженных в 1823 году на задней части панелей с изображениями донаторов (заказчиков).

«Художник Губерт ван Эйк, не имеющий равных, начал эту работу. Ян [его брат], второй в искусстве, завершил её по заказу Йоса [Йодокуса] Вейдта шестого мая [1432]. Он умоляет вас посредством сего стиха заботиться о том, что появилось на свет».
Транскрипция четверостишия, сделанная в 2012 году Хьюго ван дер Вельденом с применением оригинального шрифта. Красные буквы в последней строке образуют хронограмму, которая указывает на дату завершения полиптиха: когда они читаются как римские цифры и суммируются, в результате получается 1432. Фото: Closer to Van Eyck
Ян ван Эйк. Портрет мужчины в красном тюрбане (Автопортрет?)


Поскольку Ян ван Эйк более известен из двух братьев, некоторые арт-историки удивлённо вздёрнули брови, прочтя о нём «второй в искусстве». Но другие специалисты предположили, что Губерт, старший, отвечал за конструирование алтаря, а младший затем расписал его. Строительство полиптихов требовало одних знаний, а нанесение изображений на них — совершенно других.

Губерт умер в 1426 году, и, судя по всему, Ян взял на себя контракт, который брат заключил с заказчиком. Вот вам и «второй в искусстве».

Слева: Ян ван Эйк, «Портрет мужчины в красном тюрбане (Автопортрет?)» (1433). Национальная галерея, Лондон

Ян ван Эйк, фрагмент Гентского алтаря — изображение святого Иоанна Евангелиста. Фото: Closer to Van Eyck
Личностям донаторов стоит уделить особое внимание. Как и многие покровители в эпоху Возрождения, Йос Вейдт был преуспевающим торговцем, который пытался замолить грех накопления богатства, потратив его часть на памятник Богу. Заказав алтарь для церкви Иоанна Крестителя (ныне собор Святого Бавона), влиятельный житель Гента преследовал две цели: во-первых, спасти свою душу, а, во-вторых, продемонстрировать своё благополучие. Вейдт состоял старостой церкви св. Иоанна и помощником при бургомистре родного города, его жена была богатой аристократкой, так что пара могла позволить себе нанять братьев ван Эйков.
Ян ван Эйк, портреты Йоса Вейдта и Елизаветы Борлюд на панелях Гентского алтаря
Неясно, насколько донаторы повлияли на иконографию всей работы, но денег явно не жалели. Образы Йоса Вейдта и Елизаветы Борлюд присутствуют на крайних левой и правой створках алтаря (в закрытом виде). Донаторы изображены в традиционных позах — коленопреклонёнными, со сведёнными в молитве руками, лицами к центральным панелям. Торговец обращается к святому Иоанну Крестителю, а его супруга — к святому Иоанну Евангелисту, которые написаны в технике гризайли (рисованных барельефов).

Алтарь закрытый

Раз речь зашла о панелях, остановимся подробнее на том, что на них изображено. В нижней части закрытого алтаря это, как уже упоминалось, два сподвижника Христа и патроны. Над ними написано Благовещение — момент, когда архангел Гавриил объявляет Марии, что она станет матерью Спасителя.
Панели Гентского алтаря (закрытого): 1 — Йос Вейдт; 2 — Иоанн Креститель; 3 — Иоанн Евангелист; 4 — Елизавета Борлюд; 5 — архангел Гавриил; 6 — вид Гента; 7 — символы чистоты Девы (кувшин, таз и полотенце); 8 — Дева Мария и Святой Дух; 9 — пророк Захария; 10 — Эритрейская сивилла; 11 — Кумская сивилла; 12 — пророк Михей
Фигуры крылатого вестника и Мадонны, над которой парит Святой Дух в виде голубя, расположены в разных концах комнаты, из окон которой открывается вид на Гент. В нише рядом с Богородицей висит полотенце и маленький серебряный кувшин над тазом. В иконографии того периода эти предметы домашнего обихода символизировали чистоту Девы.
Ян ван Эйк, фрагмент панели Гентского алтаря — пророк Захария. Фото: Closer to Van Eyck
Выше этой сцены ван Эйк поместил образы пророков и пророчиц, предсказавших пришествие и жертву Иисуса. Над головой Гавриила находится ветхозаветный пророк Захария, отец Иоанна Крестителя, над Девой Марией — пророк Михей, возвестивший, что Мессия появится на свет в Вифлееме. Две панели в центре отведены Эритрейской и Кумской сивиллам. Эти же провидцы присутствуют на фресках Микеланджело в Сикстинской капелле.
Реставраторы в процессе восстановления внешних панелей Гентского алтаря. Фото: Closer to Van Eyck

Алтарь открытый

В открытом виде алтарь разделён на две горизонтальные части. Деисус (Христос с Девой Марией и Иоанном Крестителем) обрамлён хорами небесных ангелов, которые словно оттесняют Адама и Еву от центральных фигур. Буквальная маргинализация перволюдей — к краям алтаря — свидетельствует о тяжести их греха. Ева в одной руке держит запретный плод, другой прикрывает низ живота. Адам поднёс одну руку к груди, второй также закрывает гениталии. Это классическая поза так называемой «скромной Венеры» довольно своеобразна для мужской фигуры.
Панели Гентского алтаря (открытого): 1 — Иисус Христос; 2 — Богородица; 3 — Иоанн Креститель; 4 — хоры ангелов; 5 — Адам; 6 — Ева; 7 — Поклонение Мистическому Агнцу; 8 — праведные судьи (копия); 9 — воины Христовы; 10 — пилигримы и святой Христофор; 11 — отшельники
В нижней части на группе панелей под названием «Поклонение Мистическому Агнцу» разворачивается сцена, центром которой является жертвенный ягнёнок, символизирующий Христа (из Евангелия от Иоанна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанна 1:29)).


Все пять панелей представляют собой единое поле. На крайней левой изображены праведные судьи в роскошных и разнообразных нарядах, далее — воины Христовы верхом на лошадях, в сверкающих доспехах и вооружённые мечами правосудия. Справа идут святые и пророки, среди которых выделяется гигантский святой Христофор. На других — простые туники и одеяния неярких земляных тонов. Эти толпы приближаются к центральной панели, чтобы стать свидетелями жертвы Мистического Агнца.

Сравнение портретов Маргариты ван Эйк, жены художника, и Елизаветы Борлюд, жены Йоса Вейдта, на сайте Closer to Van Eyck

Поклонение Мистическому Агнцу

Почти всю главную панель занимает усыпанный цветами луг, в центре которого находятся две ключевые структуры. Это прекрасный восьмиугольный каменный фонтан с чашей, в которую низвергаются струи воды, и алтарь с ягнёнком, чья голова окружена сиянием. В небе раскинул крылья голубь — Святой Дух, окружённый мандорлой (нимбом), золотые лучи которой касаются земли. Райский пейзаж дополнен городскими зданиями в отдалении, долиной и горами. Какова связь между алтарём, жертвоприношением ягнёнка и фонтаном на переднем плане?
Ян ван Эйк, центральная панель Гентского алтаря — Поклонение Мистическому Агнцу. Фото: Closer to Van Eyck


Ягнёнок — Мистический Агнец Божий — символ Христа и его смерти, а его принесение в жертву эквивалентно распятию Иисуса. Это подчёркивает крест, который держит один из коленопреклонённых ангелов. В руках у других можно увидеть предметы, связанные со Страстями Христовыми: столб, к которому Сын Божий был привязан во время бичевания, губка на палке, пропитанная уксусом (ею смачивали губы Христа, чтобы усилить жажду), гвозди и копьё, пронзившие его плоть. Надпись, вышитая на ткани поверх стола, гласит: «Ecce Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis» («Се Агнец Божий, который принимает грехи мира»).

Агнец истекает кровью в Святой Грааль, установленный на алтаре. Поток крови визуально связан со струями в фонтане, что намекает на Христа как на «живительную воду» Бога. Это отсылка к цитате «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, 4:14).
Ян ван Эйк, фрагмент центральной панели Гентского алтаря — цитата из Евангелия от Иоанна на парапете фонтана. Фото: Closer to Van Eyck
На чашу фонтана нанесено изречение «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Книга Откровений, 22:1). Таким образом, в символическом контексте Агнца фонтан — это источник вечной жизни и спасения.

Сам ягнёнок — это не только символ Иисуса, но также и эмблема Гильдии торговцев шерстью, игравшей чрезвычайно важную роль в жизни Гента.


Вокруг алтаря и фонтана изображены патриархи и пророки из Ветхого Завета, святые и клирики. Присутствие первых объясняется тем, что Христос после своего распятия спустился в Ад и освободил заключённые там души, включая всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. Без его жертвы они не смогли бы вознестись в Рай.

Слева: Ян ван Эйк, фрагмент центральной панели Гентского алтаря — ветхозаветные пророки. Фото: Closer to Van Eyck

В эпоху Ренессанса все эти сцены, относящиеся к Евангелию от Иоанна и Книге Откровения, сообщали зрителю о жертве Христа и спасении. Ныне мы видим в алтаре материальное свидетельство времени, войн, репараций и восстановления.
Сравнение изображений на сайте Closer to Van Eyck: хор ангелов (слева) и застёжка плаща на груди у одного из них

Хронология и исторические факты

Шестисотлетняя история алтаря не менее богата, чем его иконопись. Это, пожалуй, самое часто похищаемая работа в мире. Да и вообще всё плохое, что могло бы случиться с произведением искусства — произошло с ним.

Оригинальная рама, предположительно, богато декорированная, была уничтожена во время Реформации. Некоторые исследователи думают, что она была снабжена часовым механизмом, который открывал створки и, возможно, даже проигрывал музыку.
Ян ван Эйк, фрагмент центральной панели Гентского алтаря — лик Иисуса. Фото: Closer to Van Eyck
В августе 1566-го кальвинисты ворвались в собор Святого Бавона, чтобы сжечь Гентский алтарь как католическую икону. Их опередили рыцари, которые разобрали панели и спрятали в одной из церковных башен. После этого они заблокировали лестницу и приготовились защищать святыню ценой собственной жизни. Алтарь вернулся на прежнее место почти 20 лет спустя.


В 1781 году император Священной Римской империи Иосиф II пожелал увидеть знаменитый шедевр. Но вместо того, чтобы восхищаться творением Ван Эйков, он возмутился, что обнажённые Адам и Ева слишком «неблагородны» для утончённых вкусов эпохи Просвещения. Эти две панели были сняты и спрятаны в библиотеке собора.

Во время Наполеоновских войн, в 1794 году, французские республиканцы захватили Гент и отправили четыре центральные панели алтаря в Лувр. Лишь 21 год спустя, после разгрома Наполеона под Ватерлоо, новый французский король Людовик XVIII вернул украденное. Это была благодарность за то, что жители города предоставили ему убежище, когда Бонапарт сбежал с острова Эльба.

Но уже год спустя, в 1816-м, викарий Ле Сурр, пользуясь отсутствием епископа, снял крылья алтаря и контрабандой вывез их в Брюссель. Там они попали к торговцу антиквариатом, который, скорее всего, и заказал кражу. После панели были перепроданы Фридриху Вильгельму III, королю Пруссии. Тот надеялся собрать коллекцию, которая превзойдёт Лувр. В 1822 году оставшиеся части алтаря получили небольшие повреждения во время пожара в соборе святого Бавона.
Портрет Губерта ван Эйка из «Академии наук и искусств, содержащей жизнь и историческую похвалу выдающимся людям, которые в течение четырех столетий преуспели в этих профессиях среди разных народов Европы»
Во время реставрации в Музее кайзера Фридриха (ныне — Музей Боде) в 1823 году на обратных сторонах панелей были найдены таблички, указывающие на авторов и дату создания алтаря. Благодаря этому был открыт ранее неизвестный художник Губерт ван Эйк.
Карл фон Залес. Иосиф II
Карл фон Залес
1823
Франсуа Паскаль Симон Жерар. Наполеон в коронационном одеянии
Франсуа Паскаль Симон Жерар
1805, 143×223 см
Франсуа Паскаль Симон Жерар. Людовик III в коронационном одеянии
Франсуа Паскаль Симон Жерар
Начало XIX века
Неизвестный  художник. Фридрих Вильгельм III, король Пруссии
Неизвестный художник
1830-е
К началу Первой мировой войны Гентский алтарь оказался разделён между тремя городами: Адам и Ева находились в Музее изящных искусств в Брюсселе; украденные створки были в Берлине; четыре центральные части по-прежнему хранились в соборе в Генте. Когда немецкая оккупация Бельгии стала неизбежной, алтарь спрятали от охотников за произведениями искусства. Те пять раз пытались похитить сокровище. Лишь после войны в Версальском мирном договоре было отдельно прописано возвращение всех частей Гентского алтаря в родной город. Что и произошло в 1923 году.
Жеф ван дер Фекен, копия панели «Праведные судьи», украденной в 1934 году
Утром 11 апреля 1934 года Антуану Люйстерборгсу, полицейскому комиссару Гента, пришлось проталкиваться сквозь толпу в соборе, глазеющую на то, чего не было: ночью неизвестные вынесли из храма две створки алтаря — «Праведных судей» и изображение Иоанна Крестителя. Полицейский быстро ушёл — его ждало расследование кражи в магазине сыров на другой стороне улицы.

Позже похитители вернули святого Иоанна в знак доброй воли, а за второй фрагмент потребовали выкуп, который не был выплачен. Преступление до сих пор не раскрыто. В 1945 году недостающую панель заменили копией, которую выполнил Жеф ван дер Фекен. Она дополняет алтарь и по сей день.
Лейтенант Даниэль Дж. Керн и немецкий реставратор Карл Зибер изучают Гентский алтарь после извлечения его из соляной шахты во время Второй мировой войны. Фото из архивов Смитсоновского института
В начале Второй мировой войны Гентский алтарь был отправлен на хранение в Шато де По на юге Франции, но оттуда его выкрали по приказу Германа Геринга. В 1943 году творение ван Эйков спасли союзники вместе с тысячами других произведений искусства, которые хранились в соляной шахте близ австрийской коммуны Альтаусзе.

В 2010 году Фонд Гетти и правительство Бельгии объявили о планах по восстановлению «Поклонения Мистическому Агнцу». С 2012-го по 2016 годы проходила реконструкция внешних панелей створок. Команда из десяти экспертов сантиметр за сантиметром снимала слои выцветшего лака и следы предыдущих «подкрашиваний», самые ранние из которых датируются 1500-ми годами. На некоторых участках проявились складки драпировок, а под тёмным фоном обнаружилось пространство и свет.
Теперь учёные перешли к внутренним изображениям. Весь процесс проходит в студии со стеклянными стенами в Музее изящных искусств Гента, где за ним могут наблюдать посетители. В выходные и праздничные дни, когда работы не проводятся, картины передвигают к витрине, чтобы любители искусства могли оказаться ближе к ван Эйку.

Полностью восстановить алтарь планируется к 2020 году.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
В статье использованы материалы сайта Closer to Van Eyck, эссе доктора Салли Хиксон (khanacademy.org) и газеты The Guardian
Художники, упоминаемые в статье
Ян ван Эйк
Биография • Работы
Хуберт ван Эйк
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP