войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

10 самых значимых художников Золотого века голландской живописи

В течение Золотого века (который на самом деле длился менее девяноста лет) в Нидерландах творили более тысячи художников. Они создали бесчисленные шедевры — закалённые трудом голландцы буквально обожали живопись. Большинству из нас знакомы имена таких колоссов, как Рембрандт ван Рейн и Ян Вермеер, однако это движение в искусстве — гораздо больше, чем они. Откройте для себя десятку самых значимых из старых голландских мастеров.
10 самых значимых художников Золотого века голландской живописи

Рембрандт ван Рейн (1606-1669)

Рембрандт — возможно, величайший и самый известный портретист всех времён — был мастером наблюдательности, светотени и, что, пожалуй, наиболее важно, предельной честности. Это видно из самых известных его работ — автопортретов. Историки и искусствоведы расходятся во мнениях о том, сколько из них нам известны. Но независимо от точного количества, эта ошеломляющая коллекция состоит из примерно 45 картин, 30 офортов и семи рисунков. Они без какого-либо тщеславия отображают разрушительное действие времени на лице художника и наводят грусть, если просматривать их подряд. Библейские сцены и офорты Рембрандта также великолепны, но именно эти портреты — его наследие.

Ян Вермеер (1632-1675)

Вермеер, которого практически не замечали при жизни и забыли после смерти, теперь занимает особое место среди старых мастеров. Художника, как и многих других представителей Золотого века голландской живописи, восхищал свет и его тонкое воспроизведение на холсте. Самый яркий пример — его наиболее известная работа «Девушка с жемчужной серёжкой». Игра света на различных тканях и чудесный блик на украшении делают картину одним из шедевров западного искусства. Вермеер любил изображать окна. Используя новый инструмент — камеру-обскуру, которая стала доступной в Нидерландах в середине XVII века — он передавал свет, проходящий через них, невиданными ранее способами.

Франс Хальс (1580-1666)

Многие великие произведения не появились бы на свет, не будь Франса Хальса. Он был на поколение старше Рембрандта, хотя умер всего на несколько лет до него. Как правило, его манера письма более свободная, нежели у предшественников. Это привносит ощущение жизни и движения во многие картины, самая известная из которых, пожалуй, «Смеющийся кавалер». Проще говоря, без творчества Хальса портретная живопись пошла бы по совершенно другому пути и не пришла бы, например, к Люсьену Фрейду.

Ян Стен (1626-1679)

Жанровая живопись считается третьей в иерархии изобразительного искусства — после эпической и портретной. Ян Стен добавил юмор в сцены, которые традиционно были степенными и сбалансированными. Он избегал романтизации быта крестьян и горожан — и тем самым навсегда изменил композицию, привнеся в неё хаотичность. Она отражает реальную неорганизованность повседневной жизни — в противовес глянцевым и отлакированным образам ранних художников. Недаром в нидерландском языке есть устойчивый оборот «дом Стена», обозначающее шумное и неряшливое хозяйство.

Якоб Исаакс ван Рёйсдал (1628-1682)

Якоб ван Рёйсдал — самый важный ландшафтный живописец Нидерландов XVII века. Он дал пейзажному искусству новое измерение, изображая природу как метафору тёмных аспектов человеческой психологии. Если до него голландские художники использовали деревья лишь как декоративные элементы, то Рёйсдал сделал их героями своих картин и добавил почти человеческие личностные качества. Леса были его любимой темой, хотя он писал ландшафты практически всех типов — пляжи, морские, заснеженные и городские виды. Творчество Рёйсдала на протяжении веков оказывало огромное влияние на пейзажистов (таких как Томас Гейнсборо и Густав Курбе) и проложило путь популярному романтическому стилю XVIII века.

Хендрик Тербрюгген (1588-1629)

С Хендриком Тербрюггеном в нидерландскую живопись пришло влияние Караваджо. Голландец ездил в Италию изучать творчество своего коллеги-революционера, когда тот был ещё жив. Оттуда Тербрюгген привёз на родину кьяроскуро — технику, которая характеризуется резким контрастом света и тени для создания драматического эффекта. Тербрюгген был, пожалуй, самым известным и влиятельным среди «утрехтских караваджистов». Его карьера продолжалась менее десяти лет, но это были решающие годы для развития голландской живописи. Полагают, что его картины впоследствии вдохновляли творчество Яна Вермеера.

Питер Клас (1597-1661)

Хотя натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
считался самым «низким» жанром живописи, в нём были свои авторитеты. Питер Клас из Гарлема считается, пожалуй, самым важным их них. Его композиции с ограниченным набором предметов поражают простотой и эффектной атмосферностью. Художник обладал уникальной способностью вносить разнообразие в свои картины с помощью тонких нюансов, выбора и расположения объектов, передачи эффектов света, отражений и текстур. Когда в 1628 году живописец Виллем Клас Хеда (1594−1680) начал создавать свои натюрморты с подтекстом, он обратился к работам Класа за темами, а также композиционными и стилистическими решениями.

Ян Ливенс (1607-1674)

Ян Ливенс был другом и соперником Рембрандта, с которым несколько лет в начале карьеры делил мастерскую. Коллекционеры того времени пристально следили за творчеством двоих художников, пытаясь предугадать, кто окажется более успешным. Оба проявили себя блестящими портретистами. Но если склонный к рефлексии Рембрандт был виртуозом психологического портрета, то амбициозный Ливенс умел уверенной рукой придать модели вид «великий и возвышенный». Талант изображать обычного человека одухотворенным и значительным позволил живописцу сделать успешную карьеру при английском дворе. Но поскольку он в основном работал заграницей, то на долгое время был забыт.

Геррит Доу (1613-1675)

Геррит Доу был первым учеником 21-летнего Рембрандта. Уже на сравнительно раннем этапе карьеры Доу отточил детальный и тонкий стиль, разработал собственную характерную манеру, отличную от манеры мастера. Его картины отличаются гладкой, словно эмалированной поверхностью, которая стала эталоном для всей лейденской школы fijnschilders («изысканных художников»), основоположником которой он считается. Его картины ценились вплоть до XIX века, пока с приходом импрессионизма тщательное исполнение не было признано бездушным, а стилистические и тематические нововведения не вышли из моды. В наши дни искусствоведы полностью переосмыслили художественные достижения Доу и вернули мастеру почётное место в плеяде художников Золотого века голландской живописи.

Питер де Хох (1629-1684)

Питер де Хох особо известен как художник интерьеров — сложных пространственных композиций и атмосферного света. Всё это также существенные элементы стиля Яна Вермеера, с которым он был знаком. Именно картины де Хоха привлекли внимание ценителей к работам Вермеера в XX веке. Отношения между этими двумя художниками до сих пор неясны. Прежде полагали, что Вермеер повлиял на де Хоха, но сейчас искусствоведы склонны считать, что чаще всего дело обстояло наоборот. После смерти первого на его картины часто ставили подпись второго, чтобы поднять их стоимость. Один из примеров тому — «Мастерская художника», ныне хранящаяся в Музее истории искусств в Вене.
Рекомендуемые выставки и показы
Перечень художников Золотого века Голландии не ограничивается только этой десяткой. Такие столпы, как Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший и Лукас ван Лейден не вошли в него лишь потому, что творили до начала этого периода. Но список был бы не полон без мастеров вроде Карела Фабрициуса, Рашель Рюйш, Дирка ван Бабюрена и других. Мы расскажем о них в последующих публикациях.