Картины Питера де Хоха характеризуются атмосферой спокойствия, простора и лёгкости. Этот эффект достигается благодаря сложным перспективам, сочетанию цветов и виртуозным экспериментам со светом. Всё это также существенные элементы творчества
Яна Вермеера, с которым де Хох был знаком.
«Игроки в карты в солнечной комнате» относится именно к тому важнейшему моменту истории, когда оба художника работали в Дельфте, развивая свой особый стиль.
Долгое время предполагалось, что более утончённый Ян Вермеер влиял на Питера де Хоха, чьи мазки часто называли «неэлегантными», а человеческие фигуры сравнивали с деревянными куклами. Но датированные работы вроде «Игроков в карты» свидетельствуют, что именно де Хох вырвался вперёд и вёл за собой коллегу. Несомненно, с «переоткрытием» Вермеера в 1860-х годах репутация де Хоха окрепла, но к тому времени его произведения сами по себе пользовались спросом и популярностью. Например, в 1819 году в описи Карлтон-хауса – резиденции будущего короля Георга IV – значились две атрибутированные и дорогостоящие картины де Хоха. Это
«Двор в Дельфте вечером. Пряха», оценённая в 400 гиней, а также «Игроки в карты в солнечной комнате» стоимостью в 700 гиней. Оба полотна сейчас входят в Королевское собрание и висят в Букингемском дворце.
В «Игроках в карты» де Хох практически превращает интерьер в пейзаж, экспериментируя с углом падения солнечных лучей (покрытый плиткой пол выписан почти как вечернее небо) и игрой света на различных поверхностях. Как часто бывает в ландшафтах, человеческие фигуры тут довольно вторичны. Они относительно невелики, двое мужчин повёрнуты к зрителям спиной, словно мы случайно подсматриваем за ходом игры. Картёжника в чёрном и его стул вообще можно читать как сложное препятствие необходимое для обозначения направления света. Таким образом, акцент перемещается с людей на внутреннее пространство.
Сцена, предположительно, разворачивается на постоялом дворе. Герои курят, играют в карты и пьют, в то время как служанка несёт им через двор новую порцию вина в кувшине. Два человека справа, скорее всего, шулера: стоящий подглядывает в карты женщины, а его напарник самодовольно усмехается, выкидывая туза.
В отличие от современников, Питер де Хох не наполнял свои композиции тайными кодами. Смыслы в его произведениях обычно напрямую связаны с изображёнными предметами. Иногда художник прибегал к приёму «картина в картине» для расширения повествования. Но в данном случае ландшафт на стене лишь подтверждает записи о том, что тогда в Голландии живописными работами украшали даже самые скромно обставленные помещения.
Автор: Влад Маслов