«Девушка с жемчужной серёжкой» – самая знаменитая картина Яна Вермеера, которую часто именуют «северной (или голландской) Моной Лизой». Сам живописец, как и его коллеги-современники, не давал названий своим произведениям. Обычно это делали стряпчие, составляя реестр имущества клиентов. Так, в описи от 1676 года, сделанной после смерти художника, значатся «два трони в турецком стиле» (трони – портреты-фантазии). Одним из них, скорее всего, была эта работа. Позже она была известна как «Девушка в тюрбане» и «Лицо девушки».
В 1881 году картину купил на аукционе всего за 2,3 гульдена (примерно 27 долларов США на сегодняшний день) некий коллекционер, после смерти которого она попала в Маурицхёйс. В 1995 году, перед подготовкой к ретроспективе Вермеера в Вашингтоне, полотну и дали название Meisje met de parel (Girl with Perl Earring). Четыре года спустя писательница Трейси Шевалье закрепила его в одноимённом романе, который лёг в основу фильма с Колином Фёртом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях.
Вермеер создал картину приблизительно в 1665 – 1667 годах. Как уже упоминалось, это «трони», то есть не заказной портрет конкретной личности, а студийная фантазия, изображающая анонимную модель с необычным выражением лица или, как в данном случае, в странном костюме. Так что мы не знаем, кто позировал художнику. Есть предположение, что это его старшая дочь Мария, которой на тот момент исполнилось 12 – 14 лет.
Ян Вермеер был мастером света. Здесь он проявил свой талант, виртуозно изобразив мягкое сияние кожи девушки и блики на её влажных губах. Художник использовал уникальное сочетание кремовых тонов и пигментов, поэтому лицо модели так эффектно контрастирует с тёмным фоном, где в качестве грунтовки применялся зелёный охристый. Но главное, что привлекает внимание зрителя – это, конечно же, крупная серьга.
Вокруг этого украшения
развернулись нешуточные споры. Некоторые исследователи указывают на его маловероятные размеры и странный блеск, словно оно сделано из металла или окрашено металлической краской.
Так, в ноябре 2014 года голландский астрофизик и художник-любитель Винсент Ике написал в журнале New Scientist:
«…главные сомнения вызывает отражение белого воротника в нижней части бусины. Если это жемчужина, то она состоит из тонких слоёв кальцита, которые рассеивают и преломляют свет разной длины. Это создаёт знаменитый мягкий белый — жемчужный — блеск. Вместо этого мы видим яркий блик в левой верхней части украшения и отражение фрагмента одежды внизу…». Профессор Ике полагает, что серьга изготовлена из
«серебра или, возможно, полированного олова».
В ответ галерея Маурицхёйс опубликовала следующее:
«Статья Винсента Ике подтверждает то, что мы писали о «Девушке с жемчужной серёжкой» Вермеера некоторое время назад… В музейном описании картины также упоминаются нереальные размеры жемчуга. Винсент Ике приходит к тому же выводу, но через иное понимание и изучение. Маурицхёйс с большим интересом воспринял его результаты. Это иллюстрирует то, почему голландские картины XVII века так интересны: на них всё не то, чем кажется».
Кураторы Маурицхёйса Квентин Бувело и Ариана ван Шухтелен ранее отмечали:
«Жемчужина в ухе девушки удивительно велика. […] В XVII веке крупные жемчужины были редкостью и оказывались у самых богатых людей планеты. Но были довольно широко распространены более дешёвые стеклянные перлы, обычно из Венеции. Их делали из стекла, которому придавали матовость. Вполне возможно, что у девушки такая жемчужина ручной работы».
Отвечая на аргументы Винсента Ике, Ариана ван Шухтелен указывает: картина — скорее, игра воображения, нежели портрет. Крупное украшение могло быть просто художественным преувеличением.
«Ике определённо прав, если считать, что здесь один в один изображена реальность», — говорит искусствовед. Но эта работа, по её словам, отчасти выдумка:
«Я уверена, что Вермеер намеревался передать в красках иллюзию жемчужины».
Голландке вторит её коллега, куратор Национальной галереи искусств в Вашингтоне Артур Уилок. Он считает, что Вермеер больше интересовался впечатлением от работы, чем «точностью передачи», а потому жемчужина такая крупная и блестящая. В конце концов, это главный элемент картины, и если бы художник дотошно изобразил перламутровую поверхность, это выглядело бы «немного скучно».
«Я не уверен, что вы захотели бы получить крупный нечёткий объект прямо в центре, — говорит Уилок. —
Мы должны помнить, что он художник, а не фотограф или эксперт по жемчугу. Это не его занятие».
Автор: Влад Маслов
Какова цена картины?