войти
опубликовать

Франс
Хальс

Нидерланды • 1582−1666
Франс Хальс (Frans Hals, 1581/1585 годы, Антверпен, Испанские Нидерланды (ныне Бельгия) — 29 августа 1666 года, Гарлем, Нидерланды) – великий художник Золотого века Голландии, разработавший свободную технику, близкую к импрессионизму. Внедрил свой живой стиль в голландскую живопись и сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII столетия.

Особенности творчества Франса Хальса. Хотя Франс Хальс завоевал признание как портретист, он создавал также жанровые сцены и образы четырёх евангелистов. О популярности его работ, среди которых есть ряд важных групповых портретов, свидетельствует «Общее описание города Гарлема» от 1628 года. Его автор Самуэль Ампсинг восхваляет способность художника «захватывать на портретах дух своих натурщиков».

Тогда же горожанин Теодор Шревелиус отмечал, что произведения живописца отражают «такую силу и жизнь», что кажется, будто он «бросает вызов природе своей кистью». Столетия спустя Винсент Ван Гог написал своему брату Тео: «Какое удовольствие рассматривать работы Франса Хальса, как же они отличаются от других картин — большинства из них, — где всё так тщательно приглажено и написано в одинаковой манере».

В отличие от коллег-современников, Хальс избегал лощёной фактуры и гладкого нанесения краски в своих произведениях. Он подчёркивал детали и придавал живость моделям с помощью видимых мазков, линий и крупных цветовых пятен. Эта техника стала пользоваться большой популярностью в XIX веке, особенно среди импрессионистов.

Известные картины Франса Хальса. «Банкет офицеров Гарлемской стрелковой гильдии св. Георгия», «Смеющийся кавалер», «Групповой портрет регентш женского приюта для престарелых в Гарлеме»«Групповой портрет регентов приюта для престарелых в Гарлеме»

Рембрандт, Вермеер, две жены

В пантеоне голландских художников Золотого века Франс Хальс занимает следующее место после Рембрандта и – последние примерно сто лет – Яна Вермеера. При этом во второй половине XIX века в определённых кругах, особенно парижских, он ценился даже выше их обоих. В то время небольшое наследие Вермеера только-только начали открывать заново, а яркая палитра и смелая манера письма Хальса больше привлекала художников-реалистов и импрессионистов, нежели освящённая веками техника Рембрандта.

Между тем, сведения о первых 20-ти – 30-ти годах жизни живописца крайне скудны. Известно, что он родился в Антверпене где-то между 1581-м и 1585 годами в семье ткача Франшуа Хальса и его второй жены Адрианы ван Гертенрик. Вскоре после осады Антверпена в 1585 году семья переехала в Гарлем, где Франс Хальс оставался до самой смерти (не считая нескольких коротких поездок, в том числе – в 1616 году в Антверпен, где он познакомился с творчеством Питера Пауля Рубенса).

Нет информации и о том, кто был учителем юного дарования. По некоторым данным, он поступил в подмастерья к Карелу ван Мандеру, однако тот не упоминает этот факт в своей «Книге о художниках». Можно было бы предположить, что мастер взял юношу уже после того, как издал трактат в 1604 году, но с 1603-го и до своей смерти он не жил в Гарлеме. Таким образом, первым надёжно задокументированным фактом в биографии Хальса является его вступление в Гильдию святого Луки в 1610 году.

Приблизительно тогда же он женился на дочери отбельщика Аннеке Харменсдир. У них родилось трое детей, но лишь один из них, Хармен, пошедший по стопам родителя, достиг взрослого возраста. Этот союз должен был ввести Хальса в правящую элиту, ведь крёстным отцом и опекуном Аннеки был богатый пивовар и член городского совета Иов Клаес Гийбланд. Однако по неизвестным причинам тот мало интересовался художником и его семьёй. Об этом красноречиво говорит тот факт, что он не помешал похоронить Аннеку в братской могиле после её смерти в мае 1615 года.

Два года спустя Хальс взял себе вторую жену – дочь стеклодува Лизбет Рейниерсдир, женщину буйного нрава, которой городские власти несколько раз выговаривали за скандалы. Она родила ему 11 детей (причём первую дочь – через девять дней после брака), четверо из которых также стали живописцами. Общее количество художников в семье составляло примерно десять человек, включая брата, племянников и зятя Хальса, но никто не достиг высот его мастерства.

Успех и нищета

В 1616 году карьера художника пошла в гору: ему заказали написать банкет офицеров Гильдии стрелков святого Георгия. Это был первый из десяти крупных групповых портретов, которые Хальс создал для общественных институтов. Последние два, изображающие регентов и регентш гарлемских приютов для престарелых, относятся к 1664 году, когда мастеру было уже около восьмидесяти двух лет. С 1860-х годов эти и другие произведения Хальса сделали музей в его родном Гарлеме меккой для таких художников как Гюстав Курбе, Эдуар МанеКлод Моне, Винсент Ван Гог, Джон Сингер Сарджент, Джеймс Эббот Мак-Нейл УистлерУильям Меррит Чейз и другие.

Изображения Хальсу заказывали пивовары и лавочники, проповедники и богословы, лекари и адмиралы, писатели и высокопоставленные чиновники, ему позировал знаменитый французский философ Рене Декарт. Его групповые портреты приобрели известность за пределами Гарлема, и в 1633 году мастеру предложили написать роту капитана Рейнера Реаля и лейтенанта Корнелиса Блау. Хальс приступил к картине, но после продолжительного конфликта с клиентом бросил работу, и полотно, которое сейчас известно как «Скудная компания», пришлось заканчивать Питеру Кодде.

Но, несмотря на признание, художник постоянно испытывал материальные трудности, главным образом, из-за многочисленности своей семьи. Даже в 1630-е годы, когда его услуги портретиста ценились выше всего, ему был предъявлены иски от мясника, пекаря и сапожника за неоплаченные долги. В 1654 году Хальс расплатился с булочником, отдав кое-какие предметы домашнего обихода и пять картин, включая произведения Мартена ван Хемскерка и Карела ван Мандера.

С 1662 года и до смерти Хальс получал дотацию от городского совета. Первоначально это была разовая выплата в 50 гульденов плюс ежегодное пособие в размере 150 гульденов, затем сумма увеличилась до 200 гульденов. Ранее мастера освободили от уплаты взносов в Гильдию святого Луки, что, впрочем, было обусловлено не финансовой несостоятельностью, а его преклонным возрастом.

Франс Хальс скончался в 1666 году и был похоронен 1 сентября в церкви святого Бавона – самом большом протестантском храме Гарлема. Супруга пережила его примерно на девять лет, и ей пришлось существовать на пособие для неимущих.

Дешёвый чёрный

Художественный стиль Хальса преображался на протяжении всей его жизни. Яркие красочные картины раннего периода постепенно сменялись работами, в которых преобладал один тон. После 1641 года у живописца проявилась тенденция к ограничению палитры, он, скорее, намекал на цвет, а не проявлял его. Позже в произведениях стали доминировать тёмные, даже чёрные оттенки; мазки стали более слабыми, мелкие детали отошли на второй план по сравнению с общим впечатлением.

Если ранние картины излучали веселье и живость («Весельчаки на масленице», «Цыганка», «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Гарлема»), то более поздние образы подчёркивали статус и достоинство изображённых людей («Портрет путешественника», «Портрет пожилой женщины»). Такая аскетичность проявляется в групповых портретах регентов гарлемской богадельни и регентш женского приюта для престарелых (обе ок. 1664). Это шедевры цвета, хотя по сути они монохромны. Краски из года в год становились всё темнее, пока тени не превратились в почти полностью чёрные, как на «Портрете Тимана Оосдорпа».

Поскольку эта тенденция совпадает с периодом нищеты Хальса, некоторые историки предполагают, что его склонность к чёрным и белым пигментам продиктована их более низкой ценой по сравнению с дорогостоящими красочными лаками и карминами.

Многие работы Хальса исчезли за столетия, но никто точно не знает, сколько. Согласно самому авторитетному на сегодняшний день каталогу, составленному Сеймуром Слайвом в 1970 – 1974 годах, художнику могут быть приписаны ещё 222 картины. Другой эксперт, Клаус Гримм, считает, что их количество меньше – 145.

Неизвестно, писал ли когда-нибудь Хальс пейзажи, натюрморты или повествовательные произведения. Впрочем, это маловероятно. У большинства нидерландских художников XVII века была специализация, и Хальс, по-видимому, был «чистым» портретистом.

Техника и наследие

Многие считают, что Хальс создавал свои работы в один приём. Научные и технические исследования показали, что это впечатление неверно. Значительная часть картин содержит последовательные слои, как и было принято в то время. Иногда рисунок наносился мелом или краской поверх серого или розового грунта, а затем поэтапно заполнялся. Кажется, что художник клал краски очень свободно – это особенно заметно в нескольких поздних, зрелых произведениях. Хальс проявлял огромную смелость, мужество и виртуозность. У него была способность отрывать кисть от холста или панели в кульминационный момент. Он не «закрашивал натурщиков до смерти», как делали большинство его современников, независимо от того, просили их об этом клиенты или нет.

«Схематическая» манера Хальса не была уникальна для XVII века – такой подход уже существовал в Италии столетием ранее. Художник, вероятно, вдохновлялся творчеством своих коллег Питера Пауля Рубенса и Антониса Ван Дейка.

Стоит отметить, что Франс Хальс также был хорошим педагогом. Он обучил пятерых сыновей (Хармена, Франса Младшего, Рейнира, Николаса и Яна) и будущего зятя – жанриста и мастера натюрмортов Питера ван Ростратена. Помимо этого, в его студии учились Адриан Брауэр и Адриан ван Остаде. Несмотря на отсутствие документов, также считается, что ремесло живописи у него постигали Ян Минсе Моленар и Юдит Лейстер; во всяком случае, с последней Хальс был близко знаком.

После смерти живописец постепенно утратил репутацию. За два столетия ценность его произведений упала настолько, что некоторые картины, которые сейчас стали жемчужинами публичных коллекций, продавались буквально за копейки. Но с середины XIX века престиж Хальса вновь поднялся, а вместе с ним – и стоимость работ. В 1889 году «Портрет Питера ван де Брука» был продан за 4 тыс. 420 фунтов стерлингов, а уже девять лет спустя Национальная галерея в Лондоне заплатила 25 тысяч за «Семейный групповой портрет на фоне пейзажа» из коллекции лорда Тальбота де Малахайда.

Сейчас картины Хальса находятся в музейных коллекциях по всему миру. С конца XIX века их собирали ценители повсюду – от Антверпена до Торонто и от Лондона до Нью-Йорка. Многие полотна и панели затем были проданы американским коллекционерам, которые оценили некритичное отношение художника к богатству и статусу.

Крупнейшая коллекция произведений живописца находится в Музее Франса Хальса в Гарлеме.

Автор: Влад Маслов
Перейти к биографии