войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Питер
Клас

Нидерланды • 1597−1661

Питер Клас, также называемый Питер Клас из Гарлема (Pieter Claesz / Pieter Claesz van Haarlem; 1596 или 1597, Берхем, Бельгия – 1 января 1661 года, Гарлем, Нидерланды) – один из наиболее важных мастеров натюрморта Золотого века Голландии, добившийся поразительной простоты и эффектной атмосферности в своих произведениях.

Особенности творчества Питера Класа. Значительную часть своей карьеры художник посвятил натюрмортам с ограниченным набором предметов, которые выполнены в приглушённых тонах. Тем не менее, он обладал уникальной способностью вносить разнообразие в свои картины с помощью тонких нюансов в композициях, выбора и расположения объектов, передачи эффектов света, отражений и текстур.

Одним из излюбленных сюжетов Питера Класа была «утренняя трапеза» – изображение скромного завтрака, накрытого на углу стола. С помощью самых простых средств он превращал повседневное, однотипное, привычное, «оловянную тарелку с сельдью» – в значимую сцену, излучающую красоту. Его «Натюрморт с горящей свечой» (1627) и «Завтрак с ветчиной» (1647) демонстрируют тонкие вариации родственных монохромных цветов, которые в позднем творчестве художника стали более выраженными.

Клас также выполнил несколько картин в жанре ванитас – аллегорических натюрмортов, включающих символы смерти или непостоянства, которые напоминают о быстротечности жизни – например, «Натюрморт с черепом и гусиным пером» (1628).

Биография

Биографические сведения о Питере Класе крайне скудны и изобилуют «белыми пятнами». Он родился в Берхеме (ныне – коммуна на юге округа Антверпен) в 1596 или 1597 году и, по-видимому, был принят в антверпенскую Гильдию святого Луки в 1620 году. Но уже к следующему году, должно быть, жил в Гарлеме, где родился его сын – будущий пейзажист Николас Питерс Берхем (1621 – 1683). Хотя дата его вступления в гарлемскую Гильдию святого Луки неизвестна, в реестре организации от 1634 года Питер Клас указан как мастер-художник. После смерти первой супруги живописец женился во второй раз. От этого брака у него было две дочери.

Учитель Класа также неизвестен, но его самые ранние датированные работы напоминают тщательно выполненные натюрморты антверпенских художников Клары Петерс (ок. 1594 – 1657) и Осиаса Берта Старшего (ок. 1580 – 1624). Клас разнообразил свои настольные композиции едой и напитками, курительными принадлежностями и музыкальными инструментами. Скрупулёзно выписывая осязаемые детали и световые эффекты, он стремился усилить иллюзию реальности, располагая предметы на столе так, чтобы они, казалось, отдалялись в пространстве.

Между 1630-м и 1640-м годами палитра художника стала почти монохромной и более приглушённой, но к началу следующего десятилетия в картины вернулись драматические цвета и композиции. Вероятно, это произошло под влиянием роскошных натюрмортов Яна Давидса де Хема и Абрахама ван Бейерена. На более поздних картинах Класа иногда можно найти виноградные лозы и листья, написанные Рулофом Кутсом (1592 – 1655).

Инновационные решения Класа и его уникальная способность комбинировать один и тот же набор предметов во множество оригинальных и очень интересных композиций оказали влияние на художников как в Гарлеме, так и за его пределами. Когда в 1628 году живописец из Гарлема Виллем Клас Хеда (1594 – 1680) начал создавать свои натюрморты, он обратился к работам Класа за темами, а также композиционными и стилистическими решениями. Голландский министр Самуэль Ампцинг отметил картины Класа и Хеды в своей «Похвале городу Гарлему» в 1628 году. А поэт, учёный и композитор Константейн Хёйгенс в 1647 году включил Класа в список художников, достаточно квалифицированных для украшения Зала славы дома Оранских в Хёйс-тен-Бос – резиденции голландской королевской семьи на окраине Гааги. Однако нигде документально не подтверждено, что Клас участвовал в этом.

Художник продолжал работать до конца жизни: есть картины, подписанные и датированные 1660-м – годом его смерти. У Класа, помимо сына, были другие ученики – Флорис ван Дейк, Кристиан БеренцФлорис ван Схотен, Эверт ван Алст и Ян Янсон Трек. Теперь работы живописца хранятся в коллекциях Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной галереи искусств в Вашингтоне, Рейксмузеума в Амстердаме, Музея Прадо в Мадриде и других международных институтов.

Автор: Влад Маслов

Перейти к биографии