войти
опубликовать

Ванитас. Натюрморт с черепом и гусиным пером

Питер Клас • Живопись, 1628, 24.1×35.9 см
$53
Цифровая версия: 1.5 MB
3721 × 2476 px • JPEG
35.9 × 24.1 см • 261 dpi
63.0 × 41.9 см • 150 dpi
31.5 × 21.0 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Натюрморт
Стиль: Барокко
Техника: Масло
Материалы: Дерево
Дата создания: 1628
Размер: 24.1×35.9 см
Регион: Нью-Йорк
Работа в подборках: 16 подборок
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание картины «Ванитас. Натюрморт с черепом и гусиным пером»

«Натюрморт с черепом и гусиным пером» – один из нескольких, написанных Питером Класом в жанре vanitas, который был наиболее популярен во Фландрии и Нидерландах в XVI – XVII веках. Термин относится к строчке из ветхозаветной Книги Екклесиаста «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!», которая на латыни пишется как vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas. В протестантской доктрине ванитас были напоминанием о скоротечности жизни, необходимости воздержания и следования заповедям.

В этом натюрморте из коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке близко расположенные и реалистичные детали сочетаются с явной символикой. Разбитое стекло, череп с остатками зубов и погасший фитиль масляной лампы служат яркими символами краткости жизни. Работая с ограниченной палитрой, Клас тщательно выписывает поверхность этих объектов. А расположив их на каменном выступе, соединяет пространство картины со зрительским, делая своё послание ещё более убедительным.

«Натюрморт с черепом и гусиным пером» составлен из тщательно отобранных предметов, искусно расположенных на поверхности в тёмной комнате. Доминирующим объектом здесь является череп, помещённый на книгу и стопку бумаг. Белое гусиное перо написано на переднем плане. Предмет, на который оно опирается стержнем, выглядит как крышка от бутылки вина. На правом переднем плане кубок из стекла, который основанием упирается в череп. На заднем плане находится красно-коричевая глиняная лампа.

Тёмный фон и тусклые цвета придают композиции серьёзность и мрачность. Единственный луч света – это отражение окна в бокале. Палитра состоит из коричневых, грязно-белых и желтых оттенков. Исключение составляют фон, который постепенно переходит из чёрного в тёмно-зелёный, и тетради, также серо-зелёной.

Питер Клас использует следующие символы: череп – смерть и быстротечность жизни; пустой, опрокинутый бокал, погасшая лампа – даже богатая и полная удовольствий жизнь когда-нибудь заканчивается; книга и перо – символы знаний, но рядом с черепом они означают, что образование бесполезно, поскольку человек смертен.

Эта превосходная ранняя работа Класа долгое время датировалась 1623 годом, пока этот вопрос не был пересмотрен. Инициатором стала Мартина Бруннер-Бульст, чья монография 2004 года и ретроспектива Класа в 2004 – 2005 годах ясно дают понять, что по стилистике и тематике картина типична для конца 1620-х годов. Техническая экспертиза выявила, что панель была написана в 1628 году.

Питер Клас написал серию ванитас в течение нескольких лет, шлифуя простоту и прямоту, которые демонстрирует эта работа. В этот период он, можно сказать, достиг ранней зрелости. В картине «Ванитас. Натюрморт с черепом и свечой» (1625; Музей Хальса, Гарлем) уменьшает количество предметов, сосредоточив внимание на двух объектах – подсвечнике и черепе. «Ванитас. Натюрморт со скрипкой и стеклянным шаром» (ок. 1628; Германский национальный музей, Нюрнберг) более сложен, в некоторой степени повторяет мотивы и расположение предметов с картины из Метрополитен-музея. К этому же циклу можно отнести «Натюрморт с горящей свечой» (1627; Маурицхёйс, Гаага). Хотя это не ванитас с черепом, он предвосхищает «Натюрморт с черепом и гусиным пером» в плане впечатлений от маленького мира отражений и теней, а не мира непредотвратимой встречи со смертью при свете дня.

Автор: Влад Маслов
Комментарии