войти
опубликовать

Групповой портрет регентш приюта для престарелых в Гарлеме

Франс Хальс • Живопись, 1664, 170.5×249.5 см
$53
Цифровая версия: 930.2 kB
2048 × 1395 px • JPEG
50 × 34.2 см • 104 dpi
34.7 × 23.6 см • 150 dpi
17.3 × 11.8 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
0
О работе
Альтернативные названия: Групповой портрет попечительниц гарлемского дома для престарелых
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1664
Размер: 170.5×249.5 см
Регион: Харлем
Местонахождение: Музей Франса Халса, Харлем
Работа в подборках: 13 подборок
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.
История выставок
Тэги

Описание картины «Групповой портрет регентш приюта для престарелых в Гарлеме»

Будучи одним из выдающихся художников своей эпохи, Франс Хальс получал множество заказов на портреты – в особенности от представителей элиты родного Гарлема, которые стремились увековечить свой статус. Его клиентами были как отдельные личности, так и общественные институты (гильдии, гражданская гвардия, благотворительные организации). Одним из самых известных общих изображений в наследии живописца стал «Групповой портрет регентш приюта для престарелых в Гарлеме». Эта богадельня была создана в 1609 году, а полотно написано примерно 55 лет спустя – вместе с «Групповым портретом регентов». Ныне обе работы входят во все монографии и исследования, посвящённые Хальсу.

На картине изображены четыре попечительницы дома для престарелых, сидящие вокруг стола. Исследователи нашли их имена: Адриантье Шутен, Марайти Виллемс, Анна ван Дамм и Адриана Бреденхоф – однако не смогли определить, какое кому принадлежит. Позади них стоит староста приюта, которая вместе со своим коллегой-мужчиной вела повседневные дела заведения. Невозможно точно определить, что за пейзаж висит на заднем плане, но, скорее всего, это аллегория Доброго самаритянина, символизирующая милосердие регентш.

Прежде считалось, что Франс Хальс, обнищавший к концу жизни, жил в доме призрения, а этим портретом хотел отомстить попечительницам за чрезмерную суровость. Так пояснялось, почему они изображены столь нелестным образом. Однако позже выяснилось, что художник никогда не был обитателем богадельни.

Женщины на портрете выглядят спокойными и строгими. Можно предположить, что их утомила ответственность за пожилых бедняков или они просто серьёзно относятся к своему благому делу. Несмотря на это, в фигурах передано достоинство, а в позах – индивидуальность. В картине преобладают чёрные и серые оттенки, на фоне которых ярко выделяются белые воротники. Дамы, изображённые в традиционных кальвинистских платьях, воплощают не только свой род занятий, но и доминирующую религию Голландской Республики.

Художественный подход Хальса отличал его от современников. Его манера и живость письма делали каждого натурщика уникальным. Хотя «Портрет регентш» статичен по сравнению с более ранними групповыми изображениями (1, 2, 3, 4), в нём есть ощущение захваченного момента, неоконченного движения. Женщины сидят так, что зритель может полностью рассмотреть каждую, а домоправительница, кажется, только что вошла в сцену справа.

Ощущение движения сцене придаёт текстурированная манера письма в сочетании с повторяющимися треугольными формами женских фигур и воротников. Иллюзия реальности особенно ярко проявляется в манжетах центральной фигуры, которые написаны рядом быстрых линий, окружающих запястья женщины. При взгляде издалека штрихи сливаются, создавая видимость складок жёсткой ткани.

Особенно интересно противопоставить эту работу Хальса картинам его современников. Например, Ян Корнелис Верспронк также написал общие портреты регентш (1, 2), и у этих произведений более гладкий и законченный вид, чем у Хальса. Но, скорее всего, художник просто попытался польстить своим заказчицам и изобразил их такими, какими они нравились сами себе.

Групповые портреты регентов и регентш считаются последними картинами Хальса. На момент их создания художнику исполнился 81 или 82 года, и некоторые критики говорят, что его свободный стиль, скорее всего, обусловлен потерей контроля над кистью. Но в XIX столетии «хальсовская манера» стала популярна у импрессионистов, и некоторые из них даже делали копии «дамского» полотна. Так, Уильям Меррит Чейз создал собственный полный вариант работы, Макс Либерман и Джон Сингер Сарджент писали фрагменты, а Джеймс Уистлер приезжал в Гарлем трижды и, по свидетельству одного из своих знакомых, «был полностью очарован старушками».

Кстати, «Групповой портрет регентш» по-прежнему находится в том здании, для которого был написан, – в бывшем приюте для престарелых, который ныне стал Музеем Хальса. А регенты и регентши до сих пор играют видную роль в общественной жизни Гарлема. В апреле 2010 года они подарили галерее 11 картин, которыми владел госпиталь. Примерная стоимость этого подарка составила 100 миллионов евро, или около 135 миллионов долларов.

Автор: Влад Маслов
Комментарии