войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Якоб Исаакс ван
Рейсдал

Нидерланды • 1628−1682
Якоб Исаакс ван Рёйсдал (Jacob Isaakszoon van Ruisdael, иногда Ruysdael; 1628/1629, Харлем – 14 марта 1682, там же) – художник эпохи барокко, считается одним из величайших голландских пейзажистов; поднял ландшафтную живопись на высокий уровень качества и разнообразия, внимательно наблюдая за внешним миром.

Особенности творчества Якоба ван Рёйсдала. Среди наиболее влиятельных голландских художников XVII века Рёйсдал признан самым универсальным пейзажистом. Он писал ландшафты практически всех типов – леса, пляжи, морские и заснеженные пейзажи, а также городские виды. Его работы сочетают почти научное наблюдение и монументальное, мощное композиционное видение – независимо от того, изображал ли он драматическую лесную сцену или панорамный вид на Харлем.

Если до Рёйсдала голландские художники использовали деревья лишь как декоративные элементы, то он сделал их объектом своих картин и добавил почти человеческие личностные качества. Его манера письма характеризуется разнообразием приёмов, тщательностью исполнения, а также обилием густых мазков, импасто, добавляющих глубину и характер листве и стволам деревьев. В начале своей карьеры Рёйсдал также увлекался эстампом; до наших дней дошли 13 его гравюр и значительное количество рисунков.

Известные картины Якоба ван Рёйсдала: «Еврейское кладбище», «Мельница в Вейк-Бей-Дуурстеде»«Пшеничные поля»

Биография

О профессиональных и личных отношениях Якоба ван Рёйсдала мало что известно. Художник никогда не был женат, не вёл дневник, никаких историй о нём не сохранилось – и это затрудняет создание его личностного портрета.

Якоб ван Рёйсдал родился в Харлеме, был сыном художника и производителя рам Исаака де Гойера и племянником талантливого пейзажиста Саломона де Гойера. Позже они взяли себе фамилию Рёйсдал – по названию замка близ их родного городка Бларикюм. Самые ранние работы Якоба ван Рёйсдала, датированные 1646 годом, были сделаны, когда ему было всего 17 или 18 лет. Они свидетельствуют, что в этом возрасте он уже был опытным художником, и отражают влияние его дяди и других живописцев харлемской школы, которые играли ведущую роль в развитии голландской реалистической пейзажной живописи в начале XVII века.

В 1648 году Якоб ван Рёйсдал вступил в харлемскую Гильдию святого Луки как независимый художник. С 1650-го по 1653 год он много путешествовал по Нидерландам и западным территориям соседней Германии. Примерно в 1655 году пейзажист поселился в Амстердаме – одном из европейских центров, где мог заработать своей профессией – и несколько лет спустя стал свободным гражданином города.

Есть сведения, что Якоб ван Рёйсдал по настоянию отца овладел латынью, а затем изучал медицину и стал известным в Амстердаме хирургом. В реестре амстердамских врачей от 1676 года говорится, что «Якобус Рюйсдаль» получил медицинскую степень в Университете Кана в Нормандии. Но эта запись по неизвестной причине вычеркнута. Однако есть другой документ, свидетельствующий, что пейзаж с водопадом был продан в 1720 году как работа «доктора Якоба Рёйсдала». Поэтому нельзя полностью исключать вероятность того, что художник был также практикующим врачом.

В Амстердаме Якоб ван Рёйсдал завоевал репутацию в мире искусства. Одним из наиболее виртуозных его произведений считается «Еврейское кладбище» (один вариант хранится в Дрездене, второй – в Детройте) – медитация на тему мимолётности сущего. Смерть природных и разрушение рукотворных объектов здесь противопоставляется радуге – символу воскресения. Подготовительные наброски для картины показывают, что надгробия нарисованы с натуры, пейзажный фон был воображаемым, а прототипом романтических руин стала простая деревенская церковь.

Со временем стиль Рёйсдала изменился, художник перешёл от реалистичных сцен к воображаемым – для создания более драматических эффектов. Примером тому могут служить его скандинавские ландшафты (1, 2, 3): поскольку записей о поездках пейзажиста на дальний север нет, остаётся предположить, что у него были другие источники вдохновения. Вполне возможно, ими стали работы Алларта ван Эвердингена, голландского художника Золотого века. Он путешествовал по Скандинавии в 1640-х годах и писал хвойные леса и скалистые водопады – темы, которые Рёйсдал разрабатывал спустя 20 с лишним лет.

В 1670-х годах стиль Рёйсдала стал более вялым. Мастер умер в возрасте примерно 54-х лет и был похоронен в родном Харлеме 14 марта 1682 года. Его самый талантливый ученик Мейндерт Хоббема продолжил традиции наставника в собственной очаровательной, но довольно сдержанной манере.

За менее чем 40 лет карьеры Рёйсдал разработал радикальную технику и стиль, которые многие искусствоведы рассматривают как предшествующий романтизму, где природа пробуждает эмоции. Влияние голландца проявляется в великих английских пейзажах XVIII века, особенно в ранних работах Томаса Гейнсборо, а также во французских пейзажах XVIII столетия, например, у Гюстава Курбе.

Автор: Влад Маслов
Перейти к биографии