войти
опубликовать

Люсьен
Фрейд

Люсьен Фрейд (англ. Lucian Michael Freud, 8 декабря 1922, Берлин, Германия – 20 июля 2011, Лондон, Великобритания) – британский художник, родившийся в Германии. Его родители переехали в Лондон в 1933 году из-за своего еврейского происхождения. Фрейд учился в нескольких художественных школах, но не признавал академических канонов, и в конце концов стал писать так, как хотелось только ему самому, за что часто подвергался критике. Художник тщательно скрывал свою личную жизнь от публики, но известно, что он дважды был женат и стал отцом как минимум 14 детей.

Особенности творчества художника Люсьена Фрейда: главным объектом художественных исследований Фрейда были обнаженные женщины (и иногда мужчины). Он выбирал фактурные тела и лица и писал их, не сглаживая и не приукрашая. Одна из таких работ – «Спящая социальная работница» - была продана на аукционе Christie’s за рекордные 17,2 миллиона фунтов (33,6 миллиона долларов).

Известные картины Люсьена Фрейда: «Спящая социальная работница (Сью Тилли)», «Ее величество Королева Елизавета II», «Художник за работой, отражение», «Ли Бауэри», «Отражение (Автопортрет)».

Биография Люсьена Фрейда полна парадоксов. Он был бунтарем, нарушавшим правила при любой возможности, и при этом умудрился дожить до 88 лет. Всю жизнь он был замкнутым и скрытным, но пользовался бешеной популярностью среди женщин и отвечал им взаимностью. Его интимная жизнь стала притчей во языцех, но сам он о ней никогда не распространялся. Фрейд крайне редко давал интервью и ревностно защищал свое личное пространство от прессы и от посторонних людей в принципе. Его слава гремела по всему миру, но при жизни художника не было написано ни одной биографической книги о нем.

Фрейд часто бывал грубым, невоздержанным на язык, он ввязывался в драки, пил и просаживал сумасшедшие деньги на скачках. Но при этом он умел быть и нежным, преданным и заботливым по отношению к людям, которые были ему по-настоящему дороги. Друзья и родственники по просьбе художника долгие годы оберегали неприкосновенность его личной жизни. Некоторые из них стали предаваться воспоминаниям о Фрейде только после его смерти, а кое-кто молчит до сих пор. Так или иначе, несмотря на сложный характер, художник, по всей видимости, был большим любимцем Судьбы. На протяжении 88 лет она сводила его с самыми разными людьми, которые влияли на его жизнь, а он часто оставлял неизгладимый след в их историях. Люсьен Фрейд всегда старался держаться в тени, словно прячась за своими картинами и всячески давая понять, что люди, которых он рисует, гораздо важнее его самого. Поэтому имеет смысл рассказывать о нем, рассказывая о других.

Адольф Гитлер


Неизвестно, как бы сложилась жизнь Фрейда, если бы в 30-х годах в Германии не пришел к власти этот неудавшийся художник. Сын успешного архитектора Эрнста Людвига Фрейда, Люсьен с рождения жил в достатке и никогда не нуждался в деньгах. Он мог бы пойти по стопам отца или, к примеру, стать видным промышленником, если бы не еврейское происхождение. В 1933 году родители Фрейда благоразумно рассудили, что от царящих в стране настроений не стоит ожидать ничего хорошего, и иммигрировали в Англию. Другим родственникам повезло меньше. Четыре тетки Эрнста (родные сестры Зигмунда Фрейда) были убиты в концентрационных лагерях во время Холокоста.

Уже будучи взрослым, Фрейд рассказывал, что однажды собственными глазами видел Адольфа Гитлера и даже сфотографировал его. Это произошло в парке, где девятилетний Люсьен гулял со своей гувернанткой. Художник вспоминал, как его поразило это странное зрелище: очень маленький человек, окруженный огромными охранниками. Он признавался, что этот образ на всю жизнь остался для него символом фашизма.

Фрэнсис Бэкон


К началу 1940-х годов Фрейд уже успел побывать учеником в двух британских школах и с треском вылететь из последней за непристойное поведение (Люсьен на спор стащил с себя штаны при людях). Сменив несколько художественных школ, Фрейд окончательно разочаровался в академическом образовании и рассудил, что оно ему попросту не нужно. И воспылал мечтой стать моряком. Он быстро завел дружбу с другими матросами, наловчившись делать татуировки, но первый же рейс закончился для Люсьена тяжелым тонзиллитом, поставившим крест на морской карьере. Деваться было некуда, пришлось становиться художником.

С Фрэнсисом Бэконом Фрейд познакомился в середине 1940-х, и с тех пор, по его признанию, они встречались каждый день в течение 25 лет. Их объединяла любовь к выпивке, азартным играм и пьяным дракам. Однако помимо этого, оба художника оказывали друг на друга очень сильное влияние и в профессиональном отношении. Именно с началом их дружбы стал формироваться уникальный, неповторимый стиль работ каждого из них. Фрейд написал несколько портретов Бэкона: ранние  – в гиперболизированной манере, свойственной ему в начале карьеры, более поздние – в уже узнаваемом стиле, реалистичные и детализированные. Бэкон же, в свою очередь, увековечил друга в нескольких своих знаменитых триптихах, будто бы выворачивая лицо Фрейда наизнанку и превращая его в дьявольскую пугающую маску (1, 2, 3, 4). Дружба закончилась в начале 1970-х, когда два художника, по всей видимости, уже не могли дать друг другу ничего нового. Фрейд, который никогда не стеснялся в выражениях, прямо назвал последние работы Бэкона жуткими, после чего они прекратили всякое общение.


Женщины и дети


О любовных похождениях Фрейда ходили легенды, которые он, само собой, никогда не подтверждал, но и не опровергал. Что же касается детей, художник, похоже, и сам толком не знал, скольких женщин он успел осчастливить. Официально Фрейд признал 14 детей, но ходят слухи, что всего их было около 40. Впрочем, если он что-то им и дал, то разве что знаменитую фамилию и некоторые творческие способности. Художник никогда особенно не стремился к близкому общению с детьми, хотя выросшие дочери и позировали ему, в том числе и обнаженными. Писательница Эстер Фрейд говорила: «Это был для меня единственный способ узнать его».

На память о двух скоротечных браках Фрейда остались только несколько портретов его жен (Китти Гарман  и леди Кэролайн Блэквуд) и пара строчек в весьма скупых биографических справках. Леди Кэролайн, однако, не без гордости заявляла, что стала единственной женщиной, разбившей сердце Фрейда. После развода с ней он стал много пить, играть на скачках и подумывать о самоубийстве. Из этого состояния художника тогда смог вытащить только его друг Фрэнсис Бэкон.

Единственной константой в личной жизни Люсьена Фрейда была его мать Люси, которая поддерживала сына на протяжении всей его карьеры. Женщина очень тяжело перенесла смерть Эрнста Фрейда в 1970 году и несколько раз пыталась покончить с собой. Не имея никакой другой возможности помочь ей, Фрейд начинает писать ее портреты и не останавливается долгих 12 лет, до самой ее смерти. Художник не пытается остановить время или предотвратить неизбежный уход любимого человека. Он просто скрупулезно документирует каждую морщинку, каждое пигментное пятно, каждый седой волос. И проведя за рисованием матери в общей сложности четыре тысячи часов, он все-таки сумел продлить ее жизнь (портреты матери - 1, 2, 3, 4, 5).

Ли Бауэри


Главным творческим достижением Фрейда принято считать его полотна, изображающие множество обнаженных женщин. Одни зрители видели в них женоненавистничество, другие – обожание и преклонение перед женским началом. Однако вершиной карьеры Фрейда стали несколько портретов крайне неординарного мужчины.
Ли Бауэри, эпатажный дизайнер, художник и шоумен (его стиль и работы в свое время оказали сильное влияние на Вивьен Вествуд и Александра МакКуина), всю сознательную жизнь работал на свой образ. Он не выходил на улицу без яркого макияжа, менявшего лицо до неузнаваемости, и более чем экстравагантных нарядов. Этот образ был своего рода защитной маской для открытого гея внушительных пропорций. Если бы картина, написанная Фрейдом в 1991 году не называлась «Ли Бауэри», узнать изображенного на ней мужчину могли бы разве что его близкие друзья. Художник словно смыл со своей модели не только всю краску, но и каждый слой защитной оболочки, оставив на виду самого обычного человека в его первозданной беззащитности и поразительной красоте.

Фрейд был перфекционистом и писал каждый портрет не один месяц. Его модели, утомленные многочасовым позированием, часто засыпали прямо на диване в студии, устанавливая еще более доверительные отношения с художником. Кажется, именно в такой момент Фрейд и запечатлел Бауэри на первом портрете. Проводя аналогии со знаменитым дедом художника, диван в его студии часто сравнивают с кушеткой в кабинете психоаналитика. С той разницей, что Люсьен Фрейд помогал освободиться не сознанию своих моделей, а их телам, непостижимым образом избавляя людей от стеснения и недовольства собой. Последней совместной работой с Бауэри стала картина «Ли под солнечным светом» (1994), изображающая дизайнера полностью обнаженным в полный рост. Вскоре после этого Бауэри умер от СПИДа в окружении немногих друзей, знавших о его болезни. А его место в студии Фрейда заняла социальная работница Сью Тилли, которая позже сделает художника рекордсменом.

Большая Сью вспоминает: «Иногда он был разговорчивым, иногда – очень тихим. Он говорил ужасные вещи о людях, но никогда не замечал своей грубости. Я всегда завидовала ему: он делал только то, что хотел. Он был веселым, несчастным, ужасным, добрым, подлым, щедрым… В одном человеке были абсолютно все черты характера».

Автор: Евгения Сидельникова
Перейти к биографии