• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Государственная Третьяковская галерея

Мне нравится5  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Собрание музея уникально: одна из самых крупных коллекций русского изобразительного искусства в мире включает русскую живопись, графику, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства ХІ - начала ХХІ веков. Прогулка по музею — от бесценных икон до картин художников-передвижников и авангардистов. Добро пожаловать!
Государственная Третьяковская галерея в Москве хранит одну из самых крупных коллекций русского изобразительного искусства в мире. Собрание включает русскую живопись, графику, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства ХІ - начала ХХІ веков. Особой гордостью Третьяковской галереи являются собрание древнерусских икон, картины художников-передвижников второй половины XIX века и коллекция русского авангарда. Эти бесценные сокровища составляют золотой фонд культурного наследия России.

Появление картинной галереи в Москве связано с именем Павла Михайловича Третьякова — купца, мецената и коллекционера произведений русской живописи. П. Третьяков начал собирать произведения живописи в середине 1850-х гг. Особенно коллекционера увлекало современное искусство — творчество художников-передвижников, со многими из которых П. Третьякова связывала теплая дружба. В его картинной галерее была собрана богатейшая коллекция великих русских живописцев второй половины XIX в. и дом П. Третьякова называли «домом передвижников».
Иван Николаевич Крамской. Портрет Павла Михайловича Третьякова
Портрет Павла Михайловича Третьякова
Иван Николаевич Крамской
1876, 49×59 см
В 1867 году галерея была открыта для широкой публики. А в 1892 году П. Третьяков передал свою картинную галерею в дар городу Москве вместе с коллекцией западноевропейской живописи своего брата Сергея Михайловича. В собрании к этому времени насчитывалось 1 287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. В 1893 году состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». В 1918 г. музей был национализирован и назван Государственной Третьяковской галереей. К тому времени коллекция музея насчитывала около 4 000 экспонатов, в 1975 — 55 000 и сегодня — более 170 000 произведений.

Третьяковская галерея находится в Лаврушинском переулке в доме, который семья Третьяковых купила в 1851 г. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения. В 1902—1904 гг. появился знаменитый фасад в неорусском стиле, разработанный архитектором В. Башкировым по рисункам В. Васнецова — любимого художника П.Третьякова. Сегодня в комплекс музея в Лаврушинском переулке входят историческое здание галереи, где представлена главная экспозиция «Русская живопись XI — начала XX в.», Храм Святителя Николая, Инженерный корпус, а также Выставочный зал в Толмачах. Экспозиция «Искусство Х. Х. века» находится на Крымском валу, 10.
Русская Икона. Благовещение Устюжское
Благовещение Устюжское
Русская Икона
XII век, 168×238 см
Третьяковская галерея обладает едва ли не самым значительным собранием древнерусской живописи XII — XVII веков. Основу коллекции составили более 50 икон, собранных П.Третьяковым. В 1920—1930-е годы собрание значительно увеличилось, когда в галерею были переданы коллекции И. Остроухова, А. Морозова, С. Рябушинского, А. Анисимова и других собирателей древнерусской живописи.
Русская Икона. Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный
Русская Икона
XII век, 71×77 см
Большая часть икон XII — XIII вв. поступила из Успенского собора Московского Кремля, в котором с XVI века хранились наиболее древние и знаменитые образы, собранные со всей Руси. К их числу относятся иконы из Новгорода: «Благовещение Устюжское» XII в., «Спас Нерукотворный» XII в., из Владимиро-Суздальской Руси: «Деисус» XIII в. и «Спас Эммануил с архангелами» XII в., а также прославленная чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» XII в., вывезенная из Киева Андреем Боголюбским в XII в.
Русская Икона. Богоматерь Владимирская
Богоматерь Владимирская
Русская Икона
XII век, 69×104 см
Украшением коллекции является мозаика×
Мозаика (от фр. Mosaïque – то, что посвящается музам) – вид монументального и декоративно-прикладного искусства, которое предполагает создание изображения посредством соединения и закрепление на определенной поверхности цветных камней, фрагментов плитки или смальты. Различают римскую, флорентийскую и византийскую мозаики.
читать дальше
«Дмитрий Солунский», происходящая из разрушенного в 1936 г. Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. В экспозиции также представлены иконы новгородской, псковской, московской школ XIV—XV веков, иконы константинопольского мастера Феофана Грека, работавшего в Москве и работы иконописца Дионисия.
Неизвестный Автор. Дмитрий Солунский
Дмитрий Солунский
Неизвестный Автор
1113, 122 см
В собрании Третьяковской галереи хранятся произведения прославленного иконописца Андрея Рублева. Его иконы «Спас», «Архангел Михаил» (начало XV в.) и «Троица» принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства. С работами древнерусских иконописцев XVII века знакомит творчество Симона Ушакова и других мастеров московской Оружейной палаты. Каждая из этих икон, наполненная духовностью, плод Божьего вдохновения и высочайшего мастерства древнерусских иконописцев.
Андрей Рублев. Троица
Троица
Андрей Рублев
1420-е , 141×114 см
Произведения русской живописи XVIII века начал собирать еще П. Третьяков, хотя большая часть произведений этого периода в Третьяковскую галерею поступила уже после смерти ее основателя. Жемчужиной его коллекции cтала картина В. Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной».
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной
Портрет М. И. Лопухиной
Владимир Лукич Боровиковский
1797, 53.5×72 см
Сегодня в галерее представлены замечательные полотна русских мастеров XVIII века — И. Никитина, А. Антропова, А. Лосенко, Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского. Музей хранит картину первого профессионального художника в России — И. Никитина, который учился живописи в Европе. Его работа «Портрет графа Г. И. Головкина» — первого канцлера Российской империи проникнута пафосом государственности и ярко характеризует петровскую эпоху преобразований.
Иван Никитич Никитин. Портрет государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина
Портрет государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина
Иван Никитич Никитин
1720, 73×90 см
Картина А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» написана в историческом жанре и знакомит с творчеством первых выпускников Петербургской Академии художеств. О блестящих достижениях художников в портретном жанре, об их стремлении раскрыть внутренний мир человека говорят произведения Ф. Рокотова «Портрет А. П. Струйской», «Портрет графа А.И. Воронцова», Д. Левицкого «Портрет М. А. Дьяковой»".
Антон Павлович Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. Фрагмент
Прощание Гектора с Андромахой. Фрагмент
Антон Павлович Лосенко
1773, 211×155 см
В Третьяковской галерее хранится великолепное собрание русской живописи первой половины XIX века, которое представлено творчеством О. Кипренского, А. Тропинина, С. Щедрина, А. Венецианова, К. Брюллова, А. Иванова, П.Федотова. В это время формируется романтическое направление в живописи, и блестящая традиция русского портрета переживает свой расцвет. Яркий пример романтического портрета — произведение О. Кипренского «Портрет А. С..Пушкина».
Орест Адамович Кипренский. Портрет А. С. Пушкина
Портрет А. С. Пушкина
Орест Адамович Кипренский
1827, 54×63 см
В творчестве А. Венецианова появляется новая тема — тема крестьянского быта, в котором художник увидел гармонию естественного существования на лоне природы («На пашне. Весна»). Романтический пейзаж представлен творчеством С. Щедрина, работавшего в Италии. В его картинах природа стала идеалом гармонии человека и мира («Веранда, обвитая виноградом»).
Алексей Гаврилович Венецианов. На пашне. Весна
На пашне. Весна
Алексей Гаврилович Венецианов
1820-е , 65.5×51.2 см
Творчество живописца академического направления К. Брюллова занимает важное место в коллекции галереи. Его произведения, ставшие хрестоматийными, являются гордостью собрания: «Всадница», «Вирсавия», «Итальянский полдень», «Праздник сбора винограда».
Карл Павлович Брюллов. Всадница
Всадница
Карл Павлович Брюллов
1832, 206×291 см
В этом разделе экспозиции находится наиболее значимая работа первой половины XIX века — картина А. Иванова «Явление Христа народу», над которой художник работал в Италии более 20 лет. В ней отразились нравственные и духовные искания автора.
Александр Андреевич Иванов. Явление Христа народу
Явление Христа народу
Александр Андреевич Иванов
1837, 750×540 см
Завершается раздел русской живописи первой половины XIX века произведениями мастера бытового жанра П. Федотова: «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора».
Павел Андреевич Федотов. Сватовство майора
Сватовство майора
Павел Андреевич Федотов
1848, 75.4×58.3 см
Третьяковская галерея хранит богатейшую коллекцию русской живописи второй половины XIX века, которую бережно и неутомимо собирал П.Третьяков. Демократическое направление в искусстве отразилось в творчестве художников-передвижников, которые выбирали острые злободневные сюжеты. В галерее широко представлено творчество великих передвижников: В. Перова, И. Крамского, Г. Мясоедова, К. Савицкого, В. Маковского, В. Васнецова, А. Саврасова, И. Шишкина, В. Поленова и других.
Владимир Егорович Маковский. На бульваре
На бульваре
Владимир Егорович Маковский
1887, 53×68 см
Музей также хранит ряд замечательных портретов второй половины XIX века, в которых воплотился нравственный идеал эпохи. П. Третьяков заказал художникам портреты знаменитых своих современников «людей, дорогих нации, лучших ее сынов», которые своим талантом возвеличили славу России. Так в галерее появились произведения В. Перова «Портрет Ф. М. Достоевского», И. Крамского «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет Н. А. Некрасова», позже П. Третьяков приобрел «Портрет М. П. Мусоргского» у его автора И.Репина.
Василий Григорьевич Перов. Портрет писателя Федора Михаиловича Достоевского
Портрет писателя Федора Михаиловича Достоевского
Василий Григорьевич Перов
1872, 80×94 см
Пейзажи второй половины XIX века отличаются разнообразием: в галерее можно полюбоваться романтическими пейзажами Ф. Васильева («Мокрый луг»), декоративными работами А. Куинджи (Ночь на днепре"), пленэрными произведениями В. Поленова («Московский дворик») и собранием монументальных полотен «богатыря русского леса» И. Шишкина («Рожь»). Среди всех работ выделяется лирический пейзаж А. Саврасова «Грачи прилетели», который на выставке передвижников в 1871 г. был назван «душой русского народа».
Алексей Кондратьевич Саврасов. Грачи прилетели
Грачи прилетели
Алексей Кондратьевич Саврасов
1871, 62×48.5 см
В Третьяковской галерее достойно представлено творчество «трех богатырей русской живописи» — И. Репина, В. Сурикова и В.Васнецова. Среди работ И. Репина привлекают: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», «Крестный ход в Курской губернии».
Илья Ефимович Репин. Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года
Илья Ефимович Репин
1885, 199.5×254 см
Произведения мастера исторического жанра В. Сурикова знакомят с драматическими событиями в истории России: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове».
Василий Иванович Суриков. Утро стрелецкой казни
Утро стрелецкой казни
Василий Иванович Суриков
1881, 218×379 см
С творчеством В. Васнецова знакомят произведения «Богатыри», «Аленушка», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван Царевич на сером волке», в которых художник обратился к образам русских былин, сказок и передал колорит и дух старины.
Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри
Богатыри
Виктор Михайлович Васнецов
1898, 295.3×446 см
В Третьяковской галерее ярко представлено творчество художников рубежа XIX—XX ст. В это время в русской живописи зарождаются новые тенденции в творчестве молодых художников: И. Левитана, В. Серова, М. Врубеля, К. Коровина, М. Нестерова, В. Борисова-Мусатова, Н. Рериха, А.Головина. Появляются художественные объединения «Мир искусства», Союз русских художников, «Голубая роза», с ними связаны имена русских художников и графиков К. Сомова, П. Кузнецова, Н. Сапунова, С. Судейкина, Н.Крымова.
Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею
Видение отроку Варфоломею
Михаил Васильевич Нестеров
Зарождается новое национально-романтическое направление, которому свойственно творческое осмысление народного искусства, пробуждение интереса к древнерусской архитектуре, монументальной живописи. С национальным романтизмом в живописи связаны произведения М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», Ф. Малявина «Вихрь», М. Врубеля «Царевна Лебедь». Импрессионистическое направление этого времени демонстрируют произведения В. Серова «Девочка с персиками», К. Коровина «Розы и фиалки», И. Грабаря «Мартовский снег», И. Левитана «Март».
Валентин Александрович Серов. Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)
Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)
Валентин Александрович Серов
1887, 85×91 см
Стиль модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
, орнаментальный и декоративный, представлен картинами М. Врубеля «Демон», В. Борисова-Мусатова «Изумрудное ожерелье» и другие.
Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий
Демон сидящий
Михаил Александрович Врубель
1890, 213.8×116.5 см
Коллекция русского авангарда, принадлежащая Третьяковской галерее, по праву считается одной из лучших в мире. Основу коллекции составили произведения музея живописной культуры, который был расформирован в 1929 г. Позже собрание значительно пополнилось в 1977 г., когда московский коллекционер Г. Костаки преподнес в дар Третьяковской галерее около 2 000 работ русских авангардистов.
Марк Захарович Шагал. Над городом
Над городом
Марк Захарович Шагал
1918, 197×141 см
В этом разделе экспозиции представлены работы художников объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»: М. Ларионова, Н. Гончаровой, П. Кончаловского, И. Машкова, К. Малевича, Д.Бурлюка. Последующее развитие авангарда отражают сюрреалистические работы М. Шагала, картины В. Кандинского, который обосновал принципы абстрактного экспрессионизма и К. Малевича — основателя супрематизма. Кубизм×
Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
читать дальше
и футуризм нашел свое отражение в творчестве А. Экстер, Л. Поповой и Н. Удальцовой, которых называли «амазонками русского авангарда». Идеи конструктивизма воплотились в картинах В. Татлина, А. Родченко, Эль Лисицкого. Именно в русском искусстве в начале 1910-х гг. произошло открытие принципов беспредметного творчества и произведение К. Малевича «Черный квадрат» стало символом искусства ХХ ст.
Василий Кандинский. Композиция VII
Композиция VII
Василий Кандинский
1913, 200×300 см
С 1930-х гг. русское искусство развивается в русле социалистического реализма. Творчество А. Дейнеки, Ю. Пименова, А. Пластова, Т. Яблонской, М. Савицкого, А. Лактионова, Б. Йогансона, И. Бродского, П. Корина рассказывают уже о социалистической действительности.

Во второй половине ХХ века возникает московский андеграунд и художники начинают отстаивать свободу творчества. В этом движении появляются новые направления соц-арт и концептуализм. Яркие представители этих направлений современного нам искусства — Г. Брускин, И. Чуйков, И.Кабаков.
Татьяна Ниловна Яблонская. Утро
Утро
Татьяна Ниловна Яблонская
1954, 110×169 см
В Государственной Третьяковской галерее представлены величайшие шедевры русской живописи. Их высокий художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли московскому музею мировую известность.
Автор: Ирина Олих
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится5  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Галина Силина
, 11 февраля 2015 17:22 0
У моих соседей дома висела репродукция ,,Всадницы,, Брюллова , я тогда была еще совсем маленькой и прибегала каждый день смотреть на эту репродукцию .Я помню , как стояла и думала о том мире , в котором живут эти люди на картине , задавала все время себе один и тот-же вопрос ,,Кем приходится всадница маленькой девочке?..
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: