войти
опубликовать

Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)

Валентин Александрович Серов • Живопись, 1887, 85×91 см
Комментарии
1
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1887
Размер: 85×91 см
Работа в подборках: 212 подборок

Описание картины «Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)»

Анатомия шедевра: Девочка с персиками

Лето 1887-го стоит в творческой биографии Валентина Серова отдельным пунктом. Вернувшись из Италии, он неожиданно для всех взорвался «Девочкой с персиками» - портретом, сразу переведшим его из разряда «многообещающих» и «подающих надежды» в ранг состоявшегося мастера. 22-летнему художнику удалось нащупать что-то такое, из-за чего работы его вчерашних учителей выглядели рядом с «Девочкой» «безжизненными образАми» (как выразился однажды Михаил Нестеров). Это было интуитивное прозрение, состояние «творческого опьянения», о котором сам Серов говорил: «Надо это временами: нет-нет, да малость и спятишь. А то ничего не выйдет».

1. Девочка


Модель Серова – Вера Мамонтова, дочь Саввы Ивановича Мамонтова, предпринимателя, коллекционера и мецената. Ей 12. Она предпочла бы резвиться со сверстниками снаружи. Но вместо этого уже больше месяца терпеливо позирует. Они с Антоном (так в Абрамцеве - имении Мамонтовых - называют Валентина Серова) друзья. К тому же художник пошел на подкуп – пообещал Вере кататься с ней на лошадях, сколько она захочет. Конные прогулки должна была санкционировать мама – Елизавета Григорьевна Мамонтова, Серов, как честный человек, «выбил» разрешение. Портрет был предназначен Елизавете Григорьевне в подарок, и сюрприз был, таким образом, испорчен. Впрочем, жалеть об этом никому не пришлось.

Маленькая Вера – идеальная модель. Она обладает неосознанной уверенностью, красотой и естественностью, которые возможны, только когда тебе 12. Естественность – в том, как она одета, в ее прическе, во взгляде, в позе. Не случайно через тринадцать лет Серов усадит в той же позе Николая II, чем наделит работу живостью, несвойственной традиционному парадному портрету.

2. Персики


Персики на столе – местные, из оранжереи Мамонтовых. Деревья для нее были куплены в имении Артемово 16 лет назад. Ухаживал за ними артемовский садовник, которого Мамонтовы пригласили к себе. Это обычная история для поместья Абрамцево – побывав в этом гостеприимном доме однажды, многие оставались надолго или возвращались сюда снова и снова.

3. Окно


Окно, за которым бушует абрамцевский август с его садами, аллеями, рекой, лодками, собаками и лошадьми, – молчаливый укор художнику, целыми днями - упоительно солнечными теплыми днями - мучившему ребенка. Впрочем, не только.

Поместив источник света за спиной у модели, Серов добился удивительного эффекта легкости и свежести. Солнце, просеянное сквозь листья, отражается от скатерти и блузки героини, окрашивает пространство розовым и золотым. Нетипичный для русской живописи тех лет теплый и нежный колорит, мягкий отраженный свет, обилие воздуха – все это было свойственно импрессионистам (о которых Серов мало что знал в 1887-м). Увидев «Девочку с персиками», друзья и коллеги не раз озвучивали мысль о том, что напиши Серов эту картину не в Абрамцеве, а в Париже, следующим утром проснулся бы знаменитостью.

4. Дверной проем или часть стула


Еще одна деталь, выдающая в юном Серове интуитивного импрессиониста – как бы случайный обрез композиции. Дверной проем по правую руку героини, половинка стула, отсеченная рамой – «кадр» будто бы выхвачен наугад, это кусочек реальности – непостановочной и непринужденной. Как точно подметил искусствовед Марк Копшицер, «стул, часть которого попала на полотно, продолжается за пределами картины и составляет начало не попавшего на полотно большого мира, где есть и стулья, и столы, и другие персики, и другие девочки». То, что «импрессионисты по убеждениям» делали намеренно, Серов создал по наитию – едва ли в 22 года он задумывался о том, что позднее назовут «обратной композицией». Его рукой водили не знания, а вдохновение.

5. Стол


Стол, за которым сидит Вера, - сердце абрамцевского имения: здесь обедали Мамонтовы и их перманентные многочисленные гости. Раньше, когда усадьбой владел писатель Сергей Аксаков, здесь бывали Тургенев и Гоголь, при Мамонтовых традиция продолжилась: Абрамцево стало вторым домом для Валентина Серова и Михаила Врубеля, здесь частенько гостили Илья Репин, Федор Шаляпин и многие многие другие. Со временем сложилась традиция: дружившие с Мамонтовыми артисты расписывались на скатерти мелом, а Вера вышивала росписи, увековечивая таким образом уникальную коллекцию автографов. На картине Серова скатерть еще бела. То ли заезжие знаменитости стали расписываться на скатерти позднее, то ли художник не захотел перегружать свой воздушный шедевр лишней пестротой.

6. Листья


Серов начал работать над картиной в августе, а закончил уже в сентябре. Желтые кленовые листья на столе вносят в сюжет нотку меланхолии. Это напоминание о том, что ни лето, ни детство, увы, не вечны.

7. Тарелка


Знаменитые абрамцевские мастерские славились декоративной керамикой, в том числе майоликой. Особенно в этом деле преуспел Врубель, который одно время руководил здешним производством. Впрочем, Врубель познакомится с Мамонтовым только через два года, так что к этой тарелке он непричастен.

8. Гренадер


Игрушечный солдат (за правым плечом Веры) был куплен Саввой Мамонтовым в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Гренадер был сделан из некрашеного дерева, расписывал его Валентин Серов. Это важная деталь. Все в этом доме было для него знакомым и родным. Впервые побывав у Мамонтовых 10-летним мальчишкой, Серов сразу влюбился в Абрамцево. Савву Ивановича и Елизавету Григорьевну он любил, как отца с матерью. Их дети были его друзьями, именно здесь прошли лучшие годы его детства. Только в таком доме, где он знал в лицо каждый гвоздь, только в окружении людей, которых он считал своей семьей, Серов мог написать столь беззаботный и солнечный портрет.

Автор: Андрей Зимоглядов
Комментарии(1)