войти
опубликовать
Комментарии
1
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж, Жанровая сцена
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1820-е
Размер: 65.5×51.2 см
Работа в подборках: 39 подборок

Описание картины «На пашне. Весна»

«На пашне. Весна» – самая знаменитая, но при этом самая загадочная из картин Алексея Венецианова. Вот несколько фактов, которые позволят по-новому взглянуть на хорошо знакомое полотно.

Этнография – далеко не главное в картине. Даже несмотря на сарафан и кокошник
Знатоки крестьянского быта ставили Венецианову в упрёк, что крестьянка у него боронит землю, т.е. занимается «черным» трудом, в праздничном наряде. Это-де принижает настоящую правду жизни. Упрёки лишены оснований по двум фундаментальным причинам. Первая пахота испокон веков была праздником (а в языческие времена она даже могла сопровождаться гуляниями, чтобы задобрить богов плодородия). А во-вторых, меньше всего в этой картине Венецианов собирался отдавать дань этнографии. Его целью было не зафиксировать с фотографической точностью повседневный крестьянский быт, но запечатлеть само бытие в его вечных, вневременных проявлениях.

Почему крестьянка за плугом выглядит крупнее лошадей?
Первым в русском искусстве Венецианов увидел труд землепашца как таинство, как нечто сакральное. Его крестьянка написана с нарушением пропорциональных отношений и выглядит больше лошадей, поскольку это не реальная женщина, а аллегорическая Весна. Её мощь и стать сродни искусству высокой античности. Да и лошади, по одному из точных исследовательских замечаний, «больше похожи на крылатых Пегасов, чем на заморенных крестьянских кляч».

В картине есть «зеркальный спецэффект»
Художник заложил в картину несколько интересных визуальных эффектов. Первый заключается в том, что он намеренно занизил линию горизонта. Такой приём используется в иконописи, но в светской живописи России его до Венецианова не применял никто. Низкий горизонт нужен, чтобы придать главной героине монументальность и торжественность.
Другая хитрость – в изображении второй, «зеркальной» крестьянки. На заднем плане мы видим маленькую, удаляющуюся по параболе женскую фигуру с лошадью. Вероятно, это просто еще одна женщина, обрабатывающая свой кусок борозды. Но нам уже трудно отделаться от ощущения, что это все та же наша крестьянка-весна с первого плана, совершившая свой круг и теперь уходящая от нас в неопределенное будущее. Возможно, такой приём удвоения нужен был Венецианову, чтобы подчеркнуть цикличность всего, что происходит в природе.

«На пашне. Весна» гораздо меньше по размерам, чем кажется
Те, кто раньше знал это полотно Венецианова лишь по репродукциям и описаниям наподобие нашего, оказываются поражены её малыми размерами, когда впервые видят оригинал в Третьяковской галерее. И действительно, посыл картины столь мощен и масштабен, что в первый момент реальной встречи с ней сложно поверить, что её габариты – всего-то 51 на 65 сантиметров.

Возможно, «На пашне. Весна» - часть гипотетических венециановских «Времен года»
На самом деле, цикла с подобным авторским названием у Венецианова не было. Однако интерпретаторы, видя явное тематическое сходство картин «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето», допустили, что в середине 1820-х художник замыслил цикл из 4-х полотен, каждое из которых соответствовало бы времени года. На роль «осенней» картины выдвигался «Сенокос» (долгое время скрытый от широкой публики в частной коллекции, потом выставленный на продажу и в 2001-м году с боем уведённый Третьяковкой у Национальной галереи в Лондоне). Что касается «зимней» четверти цикла, то предполагается, что ею была бесследно исчезнувшая картина под названием «Пейзаж. Зима». Возможно, рано или поздно она так же выплывет из небытия и мы сможем увидеть ее воочию.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии(1)