Такие произведения заменяли красками письменное слово, подобно тому, как готический собор переводил на визуальный язык схоластику и тайны алхимии.
Что такое икона?
Древнегреческое слово «икона» (εἰκών) переводится как «образ», «изображение», «подобие». Но в качестве произведений иконописи обычно рассматривают созданный для молитвы образ, написанный на доске.
Икону часто называют «книгой о вере» и «богословием в красках». На протяжении всей истории христианства она служила символом веры людей в Бога и его помощь.
Поэтому икона ничего не изображает, она только являет первообраз. Её целью является отразить в человеческом облике божественную сущность.
Отсюда необходимость строгой системы написания священных изображений — иконографического канона. Им определялся состав изображения: как должно писать сюжет, лица и их действия, окружение, каково композиционное решение.
Позиции иконоборцев и иконопочитателей
Непонимание символической сущности икон провело в VIII — начале IX века к спору об иконопочитании. Иконоборцы осуждали почитание икон, считая их идолами, а поклонение им — идолопоклонством.Иконопочитатели восстановили древнее понимание сути образа, когда:
Согласно Иоанну Дамаскину «иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего». Через иконы для нас тускло просвечивают божественные откровения. Так, почитание икон было закреплено догматом (непреложной истиной) Седьмого Вселенского собора 787 года.
Рождение иконописи
Создание первых рукотворных икон предание связывает с апостолом и евангелистом Лукой, который будучи не только человеком образованным, врачом, но и художником, написал первое изображение Богоматери.Классической родиной иконописи является Византия. Именно отсюда иконописное искусство вместе с христианской верой приходит сначала в балканские страны, а затем на Русь. Под влиянием византийской художественной культуры складывались целые национальные культуры, в том числе Древнерусская, а также развивалась иконопись всех православных стран: Болгарии, Македонии, Сербии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины и Египта. Под влияние Византии попала и культура Италии, в первую очередь Венеции.
Самые ранние иконы
Складывание христианского образа
После иконоборческих времен, эллинистическая традиция перерабатывается и приспосабливается к христианскому учению. Античный натурализм исчезает, изображение становится более условным, лица сменяют лики. Используется обратная перспектива, то есть точка схода располагается не в глубине изображения, а в стоящем перед иконой человеке, и вневременное изображение. Отсутствует источник света (светоносна вся икона) и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии Божием нет теней. Все эти особенности изображения призваны были отделить «горний» (небесный) мир от «дальнего» (земного). Для этого также в иконописи запрещалось писать Богоматерь, Христа и других святых с живых людей или по воображению художника, а только в соответствии с иконописным каноном. Поэтому использовали «подлинники» — специальные руководства для иконописцев, где словесно описан каждый сюжет.Символом своей эпохи стала икона «Владимирской Богоматери». Попав из Константинополя в Киев в начале XII века, икона в 1155 году была вывезена Андреем Боголюбским во Владимир (отсюда название).
Русская иконопись
Переняв вместе с православной верой новое искусство, Русь, однако, не копировала, а перерабатывала византийский опыт, приспосабливала к своим традициям, создавая уникальные произведения. К тому же, помимо византийской, на Руси имела место и западная культура, в особенности Скандинавская.К сожалению, большинство иконописных произведений Киевской Руси до нас не дошло, погибнув в разрушительных набегах татар. Но тот период всё же сохранил имя знаменитого русского иконописца XI — начала XII веков — Печерского монаха Алипия (Алимпия).
Монголо-татарское завоевание и иноземная экспансия оказались особенно пагубными для южных и юго-западных земель. Поэтому центр общественно-политической и культурной жизни постепенно сместился на северо-восток, где с середины XIV века установилась гегемония Москвы. Возглавил художественную жизнь «третьего Рима» великий мастер — Феофан Грек.
В конце
Самый нижний местный ряд — с особо почитаемыми в данной местности иконами. Затем деисусный — изображает моление перед Спасителем за человеческий род с фигурами Богоматери, Предтечи, архангелов, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и столпников. В праздничный ряд включены иконы, посвященные двенадцати основным церковным праздникам. В центре появившегося в начале XV века, пророческого ряда находится Богоматерь с младенцем, а в XVI веке возникает праотеческий с центральной Троицей Новозаветной.
Первые семь икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем великого иконописца Древней Руси — Андрея Рублева.
Самое совершенное произведение Рублева — икона «Троица» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
XVII век в истории русской иконописи начался с борьбы двух живописных школ: «годуновской» (многие произведения выполнены по заказу Годунова и его родственников) и «строгановской» (от фамилии меценатов Строгановых). В иконописи ярче всего проявила себя «строгановская школа», иконы которой несли усиленное эстетическое начало: виртуозный рисунок и богатый тонкий орнамент. Самый известный мастер этот направления — Прокопий Чирин (фото икон).
Постепенно начинается упадок иконописи: иконы пишутся больше «на заказ», с XVIII века масляная живопись вытесняет традиционную темперную технику, а писанию икон привлекаются светские, в частности неверующие художники.
Символизм иконы
Выражение «язык иконописи» представляет собой нечто большее, чем просто метафора. Сакральные образы становятся для людей эталонами того, как следует видеть невидимое, сплачивая молящихся.Условность изображения. Условностью письма подчеркивалась в облике изображенных на иконе лиц их неземная сущность, духовность. Отсюда стилизованные пропорции фигур (удлиненные или укороченные) — идея преображенной, очищенной плоти, обитающей в небесном мире.
Надписи. Надписи (титлы) — необходимый элемент иконы, выражающий первообраз также как и само изображение, поэтому без них не может быть иконы. Символично, что на русских иконах надписи часто даются по-гречески, то есть, рассчитаны не на понимание, а на сакральное отождествление образа и имени.
Цвет. Основы христианской символики цвета разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV веке. Так, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый (начало и конец спектра) означает самого Христа — начало и конец всего сущего. Красный — цвет крови Христа, божественный огонь, в Византии это — цвет царского достоинства, но на иконах мучеников он может символизировать жертвенность ради Христа.
Золотой цвет воспринимался как божественный или «фаворский», что связано с библейской легендой Преображения Христа на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии.
Этот цвет передавался на иконах не красками, а золотом, в знак причастности к Божеству.
Белый цвет символ Божественного света, цвет святости и простоты.
Знак греха. Грех и порок в христианской иконографии обозначается стоящими дыбом волосами — традиционной прической демонов. Рога начинают изредка появляться только к XVII веку, не отменяя вздыбленных локонов. Подобная прическа у людей означает, что это грешник, еретик или язычник. Но если хохлатый человек написан темной краской, значит, это уже бесовская сила.
Техника иконописи
Иконопись по существу является продолжением техники стенописи, освобожденной от архитектурной зависимости.Только теперь на подготовленной доске можно делать рисунок, сначала первую прорисовку, затем вторую — более подробную. После этого начинается собственно «роскрышь» — прокладка основных тонов.
Возрождение иконы
В конце XIX — начале XX веков происходит настоящий переворот в науке о церковном искусстве. На Западе, а затем в России реабилитируется византийское искусство. Возрастает интерес и к русской иконе. Свои впечатления о ней высказал Матисс, побывавший в Москве в 1911 году: «Русские не подозревают, каким художественным богатством они обладают… Ваша учащаяся молодежь имеет здесь, у себя дома, несравненно лучшие образцы искусства, чем за границей. Французские художники должны ездить учиться в Россию. Италия в этой области дает меньше».Настоящим переворотом уже для широких кругов стала выставка 1913 года, на которой посетителям открылось, что икона — это «одно из самых совершенных произведений русского гения».
Иконопись: шпаргалка
Художники, работавшие в технике иконописи: Алимпий Печерский, Алекса Петров, Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор «с Городца», Даниил Черный, Дионисий, Прокопий Чирин, Симон Ушаков, Никифор Савин, Семен Спиридонов
Вы эксперт, если:
• Знаете, что почитать надо не сами иконы, а первообразы, которые эти иконы отражают
• Видите назначение иконы в молитве, а не в украшении храмов
• Понимаете, что все изображения на иконе имеют своё значение и символику
Вы профан, если:
• Считаете, что иконопись — не более чем направление живописи
• Видите в иконах аналогов языческих «идолов"
Автор: Ирина Фрыкина
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Главная иллюстрация: византийская икона «Апостол Лука», начало XV века, фото