• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Антон Павлович Лосенко
Россия 1737−1779
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

Русский живописец, портретист XVIII века. Основоположник русской исторической живописи.

Родился в городе Глухове возле Чернигова. В семилетнем возрасте был привезён в Санкт-Петербург в придворный хор. С 1753 учился живописи у Ивана Петровича Аргунова, с 1759 в Петербургской академии художеств. Продолжил учёбу в Париже и Риме.

А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 г., как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке. Зачисленный воспитанником в АХ (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 г. его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства.

Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человечной трактовкой образа Христа. В 1766−69 гг. художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

В 1769 г. Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории — «Владимир и Рогнеда» (1770). Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался». Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, — в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 г.), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 г.). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс «Изъяснение краткой пропорции человека…», ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой»; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти высокие идеалы классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники). Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой — Гектор, в образах всех остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна. К тому же она невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые были чужды художнику. Недаром скульптор Э. М. Фалько-не, заступаясь за него, писал Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков… Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…» Императрица обещала перевести Лосенко из

АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Читать дальше
Работы понравились
varyusha@mail.ru Nikolaeva

Лента
Антон Павлович Лосенко. Портрет императора Павла I в детстве
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Антон Павлович Лосенко. Владимир перед Рогнедой
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
Вся лента
Работы художника
всего 18 работ
Портрет президента Академии художеств И.И Шувалова
0
Портрет президента Академии художеств И.И Шувалова
1760, 70×85 см
Портрет Л. Геннингера
0
Портрет Л. Геннингера
26×31 см
Натурщик, сидящий на камне
0
Натурщик, сидящий на камне
Портрет актера Федора Григорьевича Волкова
0
Портрет актера Федора Григорьевича Волкова
1763, 53×67 см
Прощание Гектора с Андромахой. Фрагмент
0
Прощание Гектора с Андромахой. Фрагмент
1773, 211×155 см
Прощание Гектора с Андромахой. Фрагмент
0
Прощание Гектора с Андромахой. Фрагмент
1773, 211×155 см
Юноша, подающий щит. Рука, согнутая в локте
0
Юноша, подающий щит. Рука, согнутая в локте
22×28 см
Авраам приносит в жертву сына своего Исаака
0
Авраам приносит в жертву сына своего Исаака
1765, 157×202 см
Каин
0
Каин
1768, 109×158 см
Посмотреть все 18 работ художника