Регистрация
Карл Павлович Брюллов
Карл Павлович
 Брюллов
Россия 1799−1852
Подписаться454                
Подписаться454                
Выставки
Биография и информация
 
Карл Павлович Брюллов (1799 г., Санкт-Петербург — 1852 г., Манциана, Италия) — известный русский живописец, монументалист, акварелист, мастер портрета. Обладатель нескольких наград от Академии художеств, присужденных его полотнам. Золотой медалист выставки, проводившейся в 1834 году в Париже. На творчестве Брюллова выросла целая плеяда русских художников и иностранных живописцев.

Особенности творчества Брюллова: искусствоведы относят стиль его письма к академизму и романтизму, однако талант этого живописца выходит за рамки общепринятых определений. Находясь в постоянном поиске собственного стиля, художник экспериментировал с различными техниками и материалами. Живопись была для Брюллова не только инструментом для отображения окружающего мира, но и средством самовыражения. В своих произведениях он сумел органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным взглядом на живопись.

Известные картины Брюллова: «Нарцисс», «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи», а также портреты И.Крылова, А.Голицына, А.Брюллова и пр.

Творчество Брюллова: долгий путь к успеху

Рождение в семье художника предопределило будущее Карла: отцом его был Павел Брюлло — гравер, резчик по дереву, мастер миниатюры и, по совместительству, преподаватель в Академии художеств Санкт-Петербурга. Как и его братья, юный Карл с детства стал постигать азы рисования. Будучи от рождения болезненным ребенком, он практически все время проводил в постели, однако с прилежанием выполнял задания, полученные от отца: нарисовать некоторое количество человеческих фигур и лошадей. За невыполнение можно было лишиться обеда или ужина, поэтому мальчик прилагал все усилия, чтобы избежать наказания. Такая методика принесла свои плоды — поступив в 10-летнем возрасте в Академию художеств, Карл Брюллов восхищал преподавателей своим мастерством и усердием.

Обучение Брюллова в Академии продолжалось до 1821 года; в этот период были созданы его первые картины — «Нарцисс» (1819 г.) и «Гений искусства», написанный в период с 1817 по 1820 гг. и признанный Советом Академии как образец для копирования. С легкостью справляясь со всеми заданиями и будучи приятным в общении юношей, Брюллов снискал расположение учителей и однокурсников и нередко помогал последним, поправляя их экзаменационные работы.

По окончании обучения Брюллов получил золотую медаль, дававшую ему право на статус пенсионера с положенной заграничной поездкой, однако президент Академии принял странное решение: оставить выпускника на 3 года под предлогом совершенствования навыков. В учителя Брюллову определили А. Ермолаева — живописца, не отличавшегося мастерством. Просьбу Карла Павловича Брюллова поменять преподавателя отклонили, и тогда живописец отказался ехать за границу.

Неожиданное предложение от Общества поощрения художников позволило юному живописцу вновь поверить в свои силы. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, Брюллов должен был нарисовать несколько полотен на заданные темы, а взамен ОПХ обещало профинансировать путешествие за рубеж. В условия поездки входили обязательные отчеты об увиденном и новые полотна, которые художнику следовало регулярно отправлять в Общество. Такой шанс был уникальным для начинающего художника Брюллова, и тот постарался использовать его, написав картины «Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона», убедившие комиссию в правильном выборе.
Сменив в 1822 году фамилию Брюлло на Брюллов, художник с братом Александром отправился в увлекательное турне по Европе. По прибытии в Рим живописец получил первое задание от Общества: ему следовало скопировать «Афинскую школу» — фреску Рафаэля. Этой работой он завершил свое ученичество: последующим картинам Брюллова с названиями, говорящими нам о том, где черпал вдохновение гений кисти, был уготован сногсшибательный успех. Так, полотно «Итальянское утро», написанное в 1823 г., вызвало в Петербурге фурор: современников Брюллова поразила свежесть его письма и оригинальность трактовки обычного с виду сюжета. ОПХ преподнесло это произведение в дар Николаю I, а тот, находясь под впечатлением, наградил художника перстнем с бриллиантом и заказал ему парную картину. Брюллов пишет в 1827 г. «Итальянский полдень», но ОПХ раскритиковало картину, опираясь на недовольный отзыв императора, и живописец решил прекратить сотрудничество с Обществом.

Живопись Брюллова

Разрыв с ОПХ позволил живописцу полностью посвятить себя заказам от соотечественников и итальянской знати: их количество обеспечивало финансовую независимость от Общества. Фото картин Брюллова, написанных им в этот период, демонстрируют нам всю самобытность его таланта и разнообразие художественных приемов, которые Карл Павлович применял для наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира персонажей. На его полотнах видны элементы, присущие барокко, классицизму и реализму, картины изобилуют бытовыми деталями и тщательно выписанной обстановкой.

Помимо портретов, Брюллов также пишет акварели — сочные, воздушные, наполненные солнцем и романтизмом. Акварельной живописи Брюллова присуща характерная манера письма: они представляют собой сочетание контрастных цветовых пятен, при помощи которых художнику удавалось передать настроение изображенных на акварелях людей и очарование природы.

1830 год можно назвать судьбоносным для живописца: он приступает к работе над монументальным полотном, посвященным событиям в античном городе Помпеи, который погиб во время извержения Везувия. В предварительную подготовку входили поездки на раскопки, зарисовки с натуры, изучение научных трудов. На создание полотна у Брюллова ушло 3 года. Результат превзошел все ожидания живописца: его новаторский подход к изображению исторического сюжета был с восторгом воспринят европейской и российской публикой. Николай I, ознакомившийся с этим произведением, выразил желание лично встретиться с Брюлловым — встреча произошла в 1836 году. Заказчик картины, меценат А. Демидов преподнес ее императору в дар. Поначалу полотно находилось в Эрмитаже, а спустя некоторое время Николай I презентовал ее Академии художеств. Сегодня этот шедевр является частью экспозиции Русского музея.

Вернувшись в Петербург, Карл Павлович Брюллов занял должность руководителя исторического класса Академии. Он был популярен среди местной знати как искусный портретист — из-под его кисти вышли портреты И.Крылова, В.Жуковского, Н.Кукольника, Ю.Самойловой, А.Струговщикова и других современников. Он также участвовал в росписи лютеранской церкви и Исаакиевского собора, однако ввиду тяжелых условий, негативно повлиявших на здоровье художника, его освободили от работ.

По настоянию врачей в 1849 году художник Брюллов отправился на Мадейру для укрепления здоровья. Спустя год он приехал Италию и, прожив там до 1852 года, скончался от припадка удушья в городке Манциана, расположенном неподалеку от Рима. Произведения, созданные живописцем в последние годы его жизни, отличаются своеобразным романтизмом и театрализацией.

На этой странице мы собрали для вас лучшие картины Брюллова, созданные им в разные периоды творчества — чтобы посмотреть их в большом размере, пройдите быструю регистрацию на нашем сайте и наслаждайтесь произведениями, которые по праву входят в мировую сокровищницу искусства.
Читать дальше
Работы понравились
elena beskosnaya
+95

Лента
12 декабря 1799 года родился Карл Брюллов. Его вдохновением была графиня Юлия Самойлова, которой посвящали свои строки Пушкин и Гоголь. А повстречались они тогда, когда оба уже стали причиной гибели других из-за несчастной любви: «Молоденькая Анриенна Демулен утопилась в Тибре из-за неразделенной любви к надменному Карлу. Брюллов пытался оправдаться, что не знал, какие страсти бушуют из-за него. А предсмертное письмо просто не успел прочитать. Да и, в конце концов, разве он виноват, что так нравится женщинам? За спиной у Юлии Самойловой тоже стояла смерть: в обществе шептались, что бедный корнет Эммануил Сен При застрелился, потому что графиня не пожелала разделить его пыл. В отличие от Брюллова Самойлова даже не попыталась оправдаться. Мало ли, кто там стреляется? За всеми не уследишь».
История любви в картинах: Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова
Ах, что за молодежь нынче? Где благородство? Где скромность и достоинство, которыми так отличались барышни ХІХ века? Некоторые из них, действительно, падали в обморок от одного намека на грубое слово. Но такие вряд ли становились музами. А вот графиня Юлия Самойлова была музой самого Карла Брюллова. И жизнь вела такую, что и неробкого десятка барышень могла бы вогнать в краску рассказами о своих…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
В 1829 году в Риме Карл Брюллов выполнил акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
Сон бабушки и внучки, хранящуюся сейчас в графической коллекции Русского музея. Мы видим спальню, где на соседних кроватях спят девушка и старуха, а некое божество над ними навеивает обеим сны, причем бабушке снится что-то «про любовь», а внучка явно видит кошмар – в её сне просматриваются кладбищенские кресты и привидения.
Если бы речь шла о самостоятельном произведении графики или живописи, то эта брюлловская композиция выглядела бы избыточной. «Что за нелепое нагромождение фигур и сюжетов!» – мог бы заметить зритель и был бы, пожалуй, прав. Но всё дело в том, что этот акварельный лист Брюллова – иллюстрация. Его товарищ, молодой писатель Нестор Кукольник (которого сейчас практически забыли, а тогда многие ставили вровень с Пушкиным и Гоголем) написал романтическую новеллу «Психея». Новелла понравилась публике, Брюллов тоже был под впечатлением, в результате чего появился этот рисунок.
Артхив отыскал забытую новеллу Кукольника и фрагмент текста, который проиллюстрировал Брюллов.
Главный герой, профессор медицины Сильвио Теста повествует: когда он был совсем молодым доктором, его вызвала к своей внучке некая 60-летняя итальянка. Вот его рассказ:
"Все мое богатство... – говорила старушка, – единственная драгоценность – Гортензия. Я живу для нее. Она сирота. Отец умер в Неаполе, а дочь моя, мать Гортензии, перешла в вечность здесь, в Комо; вы, вероятно, видели мраморный памятник в церкви Св. Луки; мне прислал для него рисунок синьор Канова, когда он еще учился в Венеции. Я тотчас угадала в нем гения; мраморщики перепортили – но я им не простила и наказала по-своему..."
Я никак не мог понять, зачем зовут доктора, где больной, где опасность, к чему эта откровенность?.. Но вскоре все разрешилось... Тяжело и сладостно вспоминать эту ужасную встречу; о, прелестные, милые, очаровательные женщины, зачем вы не скрываетесь в монастырях и прямо из келий не идете к брачному обряду? Зачем на пути к этой единственной цели вы волнуете, волнуетесь, и все воспоминания свои наполняете жертвами, как аптекари свою библиотеку исполненными бесполезными рецептами!
Вошла, вбежала больная; румянец здоровья играл во всю щеку; черные, как смоль, волоса, в мелких косичках, скользили по белой одежде; черные большие глаза блистали ярко; стан высокий, стройный, гибкий, правильные черты – и, наконец, нечаянность... Не смейтесь, синьоры, – я влюбился. Влюбился с первого взгляда, влюбился так, что у меня потолок в глазах вертелся, влюбился так, что и бабушка улыбнулась, и внучка покраснела, так, что до сих пор не могу освободиться от этих докучных слез...
– "Вот больная!.. – с улыбкой сказала старушка. – Она всех ужасно перепугала; на меня нашел панический страх. За полночь Морфей раскинул свой маковый покров, и мы уснули. И я в свое время была не хуже Гортензии; и у меня были Нарциссы и Адонисы; но всех более понравился мне синьор Каэтано Алальки, здешний фабрикант тафты и бархата. Вы можете судить по его портрету, который вместе с моим, видите, висит вот там на стене, над моею кроватью; давно мы с ним расстались, но в продолжении тридцатилетней нашей разлуки с вечерними молитвами всегда сливалось и об нем воспоминание; так было и вчера. Только что я уснула и, представьте себе: гляжу, как будто наяву – и я, и он улыбаемся на портретах: я со всею скромностию невесты, он со всею внимательностию жениха; он необыкновенно нежен и учтив: во всем Комо и кругом по озеру он считался первым щеголем, а в наше время нашествие французской моды сделало щегольство затруднительным и дорогим; пошли кафтаны à la Louis XIV, пошли мушки и фижмы; Каэтано, я думаю, половину произведений фабрики тратил на себя и невесту. Мы были уже на дружеской ноге, и я нередко позволяла себе делать замечания. Так и вчера... "Ах Каэтано, – говорю я ему... – опять новый костюм!" – а он, шалун, вместо ответа подает мне розу – и с такою улыбкою, просто из Гольдониевской комедии, я так и расхохоталась..."
Старушка в самом деле расхохоталась и закашлялась.
Все время я слушал ее, опустив глаза; теперь хотел воспользоваться удобною минутой, украдкой взглянуть на Гортензию, но не успел решиться, как старушка опять забарабанила:
"Не знаю, чем бы кончилось свидание с Каэтано, как вдруг слышу чьи-то стоны, крик, просыпаюсь и при слабом блеске лампады вижу: моя Гортензия лежит, вся скорчившись, в ужасе, совсем раскрылась; на лице видно, что ее тяготит страшный сон; не успела я приподняться, как она вскрикнула пронзительно и вскочила...
"Что с тобой, Гортензия?.."
"Где он?" – спросила она.
"Кто?"
"Мой мавзолей и эти ужасные барельефы?"
"Какие?"
"Ах, бабушка, что мне снилось! В этом углу двое мужчин ставили мне памятник! Я, мертвая, лежала уже в гробу, они хотели опустить меня в склеп; с ужасом вглядываюсь в мою гробницу; на ней, вместо барельефов, какие-то крылатые кони, скелеты, сказочные чудовища. "Не хочу!" -- закричала я. – "Не хочешь?" – глухо застонали чудовища, ожили, снялись с мрамора и закружились над моею головою в воздухе с ужасным шумом и хохотом; я хотела укрыться под саван; не нахожу его; они все ближе; один барельеф, крылатый всадник, вырвал меня из гроба и понес по воздуху; я собрала последние силы, закричала и проснулась...
"Представьте, синьор, мое положение! Гортензия – все мое богатство, единственная драгоценность; не успела она рассказать свой сон, как уже, разумеется, весь дом был на ногах, а Джакомо – на пути к доктору. С лишком час Гортензия не могла успокоиться, наконец, мало-помало затихла и уснула; но я тотчас оделась и до сей поры просидела у окошка. Благодаренье богу! Гортензия, как сами видите, теперь вне опасности; но я должна была, согласитесь сами, на всякий случай принять свои меры; а теперь не могла не рассказать подробно причины, по которой я обеспокоила вас и вместе приобрела приятное знакомство. Ваша готовность заслуживает полную мою признательность..."
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 310 работ
Карл Павлович Брюллов. Нарцисс, смотрящийся в воду
7
Нарцисс, смотрящийся в воду
1819, 162×209.5 см
Карл Павлович Брюллов. Натурщики
5
Натурщики
1817, 86.6×57.9 см
Карл Павлович Брюллов. Портрет Григория и Варвары Олениных.
2
Портрет Григория и Варвары Олениных.
1827, 42.5×33.5 см
Карл Павлович Брюллов. М. И. Глинка за роялем
2
М. И. Глинка за роялем
XIX век, 37.5×26 см
Карл Павлович Брюллов. Портрет скульптора Ивана Витали
3
Портрет скульптора Ивана Витали
1830-е , 94×76 см
Карл Павлович Брюллов. Портрет А. А. Абаза
0
Портрет А. А. Абаза
1850, 73.2×62 см
Карл Павлович Брюллов. Портрет императрицы Александры Фёдоровны
6
Портрет императрицы Александры Фёдоровны
1837, 74×61.5 см
Карл Павлович Брюллов. Портрет Е.И. Дурновой, жены художника И.Т. Дурнова
2
Портрет Е.И. Дурновой, жены художника И.Т. Дурнова
1836, 71.5×62 см
Карл Павлович Брюллов. Портрет неизвестного
2
Портрет неизвестного
1830, 27.4×20.8 см
Посмотреть 310 работ художника
HELP