Регистрация
Александр Андреевич Иванов
Россия 1806−1858
Подписаться18             
Подписаться18             
Биография и информация
 

Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса. Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург.

Сын живописца, Александр Андреевич Иванов (1806−1858) первые профессиональные уроки получил от отца, потом обучался в Академии художеств (АХ) (1817−1828). Как вольноприходящий ученик, он, несмотря на успехи, не мог претендовать на заграничное пенсионерство, но такую возможность ему предоставило Общество поощрения художников (ОПХ).

С 1831 года Иванов поселился в Риме. В отличие от большинства русских художников, живших там, он не вел профессионально замкнутой жизни: путешествовал по Италии, изучая памятники искусства, очень много читал, общался с мыслящими людьми в поисках выхода своим раздумьям о смысле жизни и искусстве.

В течение нескольких лет он исполнил две картины. В первой из них, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831−1833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы. Во второй, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1834−1836), использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного. Эта картина была послана в Петербург в качестве пенсионерского отчета и была там встречена одобрительно. Оценив безупречное следование художника нормам академизма, АХ присвоила ее автору звание академика. Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной — «Явление Христа народу».

Первая мысль о ее сюжете возникла еще в 1833 году: он задумал изобразить появление Иисуса Христа в тот момент, когда Иоанн Креститель совершал обряд крещения в реке Иордан. Постепенно художник стал проникаться сознанием значительности этого поворотного события в истории человечества, и замысел его начал приобретать черты грандиозности. В картине он хотел соединить все: духовную идею с чувственным восприятием, религию — с точным знанием, старую живописную традицию — с новыми достижениями, христианскую мифологию — с мифологией античной. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172×147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше, и приступил к работе на нем. Прежний вариант он использовал как рабочий эскиз, при этом дотошно переносил в него все то новое, что возникало на большом холсте.

Картина поглотила художника целиком. Неожиданным и не вполне объяснимым исключением стали несколько прекрасных акварельных композиций из современной итальянской жизни, которые он создал в 1839—1842 годах, оставаясь при этом принципиальным противником бытового жанра. Скорее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом Николаем Васильевичем Гоголем, — общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины.

Работа над картиной затянулась, и Иванов слал письма в ОПХ, прося отсрочки и заверяя в том, что скоро завершит работу. Когда же пенсионерство все-таки закончилось, он жил на пособия, которые ему удавалось выхлопотать (а то и просто выклянчить) у разных учреждений или меценатов. Жил он в крайней бедности, экономя на каждой мелочи, порой утоляя голод куском хлеба, а жажду — водой из уличного фонтана; добываемые деньги уходили на содержание громадной мастерской, покупку художественных материалов и оплату натурщиков. Стремясь к максимальной жизненной убедительности, Иванов много сил и времени отдавал исполнению натурных этюдов, отыскивая и уточняя в них лица и фигуры персонажей и окружающий пейзаж, вплоть до самых, казалось бы, незначительных деталей, вроде камней у реки. Писанием этюдов он продолжал заниматься и в 1840-х, и в 1850-х годах, явно теряя чувство меры, заботясь уже не столько о картине, сколько о решении возникающих перед ним живописных задач. В пленэрных этюдах, наблюдая и запечатлевая оттенки взаимодействия предмета со световоздушной средой, он предвосхитил некоторые открытия импрессионистов, совершенные ими уже в последующее десятилетие. Таков был, в первую очередь, его цикл замечательных работ с изображением обнаженных мальчиков на фоне природы. Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят «Ветка», «Аппиева дорога при закате солнца» и «Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо» (все конца 1840-х — начала 1850-х).

Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины «Явление Христа народу». Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное уважение, но не трогает. Художник сам, очевидно, понял это, потому что прикасался к ней все реже и, скорее, по инерции или по обязанности, а в 1850-х годах почти забросил ее, захваченный новым замыслом — еще более грандиозным и уже откровенно несбыточным. Вечный фантазер, идеалист, утопист и мечтатель, обуреваемый желанием духовно обогатить человечество, он задумал гигантскую серию росписей. Они, по его замыслу, должны были располагаться по строго продуманному плану на стенах специально сооруженного здания, вроде храма, и давать зрителям современное истолкование Библии, являя собою новую, высочайшую ступень развития искусства. Увлеченный идеей, художник создал громадное количество работ — быстрых набросков, подготовительных рисунков, схем размещения росписей. Центральное место среди них принадлежит так называемым Библейским эскизам. Эти акварельные композиции (более 200) долгое время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты. Мощь таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере. Создаваемые в порыве нескончаемого вдохновения, с удивительной, едва ли не импровизационной легкостью, они отличаются размахом и богатством воображения и той подлинной монументальностью, которой к середине XIX века европейское искусство давно уже не владело.

Пребывание Иванова в Италии не могло быть бесконечным. Собираясь на родину, он предполагал получить за свою картину сколько-нибудь серьезную сумму, совершить на нее путешествие на Восток, а по возвращении осесть в Москве, с которой он, в отличие от нелюбимого им Петербурга, связывал большие надежды. Ничему не суждено было осуществиться. В мае 1858 года он вернулся, картина «Явление Христа народу» была показана сначала в Зимнем дворце, потом в АХ и не произвела сильного впечатления, а сам художник вскоре умер от холеры.

Читать дальше
Работы понравились
Marina Oleinik
Елена Татаринова
+7

Лента
Александр Андреевич Иванов. Торре дель Греко близ Помпеи
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 52 работы
Александр Андреевич Иванов. Аппиева дорога при закате солнца
0
Аппиева дорога при закате солнца
61×44 см
Александр Андреевич Иванов. Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц
0
Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц
62×42 см
Александр Андреевич Иванов. Автопортрет
0
Автопортрет
33×43 см
Александр Андреевич Иванов. На берегу Неаполитанского залива
0
На берегу Неаполитанского залива
60×41 см
Александр Андреевич Иванов. Олива
0
Олива
1842, 44×61 см
Александр Андреевич Иванов. Ветка
1
Ветка
62×46 см
Александр Андреевич Иванов. Портрет Виктории Марини
0
Портрет Виктории Марини
1850, 47×63 см
Александр Андреевич Иванов. Мужская голова
1
Мужская голова
Александр Андреевич Иванов. Дворец в парке Киджи
0
Дворец в парке Киджи
61×21 см
Посмотреть все 52 работы художника
HELP