войти
опубликовать

Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года

Илья Ефимович Репин • Живопись, 1885, 199.5×254 см
Комментарии
2
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Историческая сцена
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1885
Размер: 199.5×254 см
Контент 18+
Работа в подборках: 115 подборок

Описание картины «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»

Картина Репина, показывающая, как Иван Грозный убивает своего сына, была выставлена на XIII выставке передвижников. Взволнованные зрители буквально осаждали здание выставки, возле которого целыми днями дежурил отряд жандармов «на всякий случай». Дальнейшая история показала, что «случай» будет иметь место.

Сюжет картины – известный эпизод из жизни самодержца Ивана Грозного. В припадке гнева он убил своего сына. В названии указана точная дата происшествия. В этом видели отсылку к иной точной дате современности, убийству, происшедшему 300 лет спустя. 1-го марта 1881 года народовольцы убили императора Александра II, за этим последовали их казни. Это – исторические события, подтолкнувшие Репина к написанию картины. Был и другой стимул, менее известный. В 1883 году Репин путешествовал по Европе и в Испании смотрел бой быков. Его поразил этот кровавый аттракцион: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют ... влекущую к себе силу...», – признавался художник. Вернувшись, он принялся писать весьма кровавую сцену с Иваном Грозным и его сыном.

Если над большинством картин Репин работал в своей мастерской, то ради создания этой специально оборудовал отдельную комнату. Более того, он сам создавал выкройки для костюмов. Ивана Грозного он увидел в образе случайно встреченного на рынке чернорабочего, а в роли царского сына позировал Всеволод Гаршин – его же Репин изобразил в образе вернувшегося из ссылки революционера на картине «Не ждали».

Как и в той работе, перед нами снова момент максимального накала чувств, но сами чувства совершенно иного плана. Мы видим сумрачные палаты, украшенные красными коврами. Слева – перевернутый в борьбе трон, подле умирающего царевича валяется брошенный жезл – им Иван Грозный только что разбил висок сына. В центре освещены две фигуры. Иван Грозный прижимает к себе сына, в его расширенных глазах – ужас, отчаянье и безумие. Лицо царевича почти иконописно. В нем – смирение, прощение родителя и бесконечная любовь. Из его виска хлыщет кровь, попытки отца остановить этот поток безнадежны.

Работа над картиной продвигалась тяжело. Художник признавался: «Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней». Страшно было не только ему. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» – первая картина в Российской империи, официально подвергшаяся высочайшей цензуре. Император Александр III самолично запретил ее к показу. Коллекционер Павел Третьяков сразу оценил шедевр и купил картину, но хранил ее в отдельной комнате и не имел права выставлять. Спустя три месяца благодаря ходатайству приближенного к императору художника Алексея Боголюбова запрет был снят.

А 16 января 1913 года старообрядец Иван Балашов был настолько впечатлен полотном Репина, что… изрезал картину сапожным ножом. С криками «довольно смертей, довольно крови!» 28-летний иконописец перескочил через барьер и, прежде чем его успели остановить, трижды полоснул по холсту ножом.

Титаническими усилиями самого Репина и Боголюбова картина была реставрирована. Балашова признали душевнобольным. Еще одно темное пятно в истории с «Иваном Грозным» – хранитель Третьяковской галереи Георгий Хруслов после этого происшествия покончил с собой. Молва приписывает суицид потрясению от акта вандализма, однако документальных подтверждений этой версии нет. Хруслов просто отлучился на полчаса и, не оставив никаких пояснений и предсмертных записок, в Сокольниках прыгнул под поезд.

Сто лет спустя, в 2013 году, группа православных активистов создала петицию, призывающую убрать картину из Третьяковки, поскольку она «оскорбляет патриотические чувства русских людей». На защиту полотна встала тогдашний директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, ей удалось отстоять картину, она осталась в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. И сегодня мы можем замереть у этого противоречивого шедевра Репина, не в силах отвести от него глаз и ощущая леденящий ужас кровавой сцены детоубийства.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии(2)