войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Государственная Третьяковская галерея

Собрание музея уникально: одна из самых крупных коллекций русского изобразительного искусства в мире включает русскую живопись, графику, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства ХІ - начала ХХІ веков. Прогулка по музею — от бесценных икон до картин художников-передвижников и авангардистов. Добро пожаловать!
Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея в Москве хранит одну из самых крупных коллекций русского изобразительного искусства в мире. Собрание включает русскую живопись, графику, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства ХІ - начала ХХІ веков. Особой гордостью Третьяковской галереи являются собрание древнерусских икон, картины художников-передвижников второй половины XIX века и коллекция русского авангарда. Эти бесценные сокровища составляют золотой фонд культурного наследия России.

Появление картинной галереи в Москве связано с именем Павла Михайловича Третьякова — купца, мецената и коллекционера произведений русской живописи. П. Третьяков начал собирать произведения живописи в середине 1850-х гг. Особенно коллекционера увлекало современное искусство — творчество художников-передвижников, со многими из которых П. Третьякова связывала теплая дружба. В его картинной галерее была собрана богатейшая коллекция великих русских живописцев второй половины XIX в. и дом П. Третьякова называли «домом передвижников».
В 1867 году галерея была открыта для широкой публики. А в 1892 году П. Третьяков передал свою картинную галерею в дар городу Москве вместе с коллекцией западноевропейской живописи своего брата Сергея Михайловича. В собрании к этому времени насчитывалось 1 287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. В 1893 году состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». В 1918 г. музей был национализирован и назван Государственной Третьяковской галереей. К тому времени коллекция музея насчитывала около 4 000 экспонатов, в 1975 — 55 000 и сегодня — более 170 000 произведений.

Третьяковская галерея находится в Лаврушинском переулке в доме, который семья Третьяковых купила в 1851 г. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения. В 1902—1904 гг. появился знаменитый фасад в неорусском стиле, разработанный архитектором В. Башкировым по рисункам В. Васнецова — любимого художника П.Третьякова. Сегодня в комплекс музея в Лаврушинском переулке входят историческое здание галереи, где представлена главная экспозиция «Русская живопись XI — начала XX в.», Храм Святителя Николая, Инженерный корпус, а также Выставочный зал в Толмачах. Экспозиция «Искусство ХХ века» находится на Крымском валу, 10.
Третьяковская галерея обладает едва ли не самым значительным собранием древнерусской живописи XII — XVII веков. Основу коллекции составили более 50 икон, собранных П.Третьяковым. В 1920—1930-е годы собрание значительно увеличилось, когда в галерею были переданы коллекции И. Остроухова, А. Морозова, С. Рябушинского, А. Анисимова и других собирателей древнерусской живописи.
Большая часть икон XII — XIII вв. поступила из Успенского собора Московского Кремля, в котором с XVI века хранились наиболее древние и знаменитые образы, собранные со всей Руси. К их числу относятся иконы из Новгорода: «Благовещение Устюжское» XII в., «Спас Нерукотворный» XII в., из Владимиро-Суздальской Руси: «Деисус» XIII в. и «Спас Эммануил с архангелами» XII в., а также прославленная чудотворная икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
«Богоматерь Владимирская» XII в., вывезенная из Киева Андреем Боголюбским в XII в.
Украшением коллекции является мозаика
Термин "мозаика", как считается, восходит к латинскому musivum — посвящение музам. Столь возвышенное название прекрасно подходит удивительному искусству, позволяющему создавать самые разнообразные и необыкновенные произведения. Читать дальше
Мозаика (от фр. Mosaïque – то, что посвящается музам) – вид монументального и декоративно-прикладного искусства, которое предполагает создание изображения посредством соединения и закрепление на определенной поверхности цветных камней, фрагментов плитки или смальты. Различают римскую, флорентийскую и византийскую мозаики.
Читать дальше
«Дмитрий Солунский», происходящая из разрушенного в 1936 г. Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. В экспозиции также представлены иконы новгородской, псковской, московской школ XIV—XV веков, иконы константинопольского мастера Феофана Грека, работавшего в Москве и работы иконописца Дионисия.
В собрании Третьяковской галереи хранятся произведения прославленного иконописца Андрея Рублева. Его иконы «Спас», «Архангел Михаил» (начало XV в.) и «Троица» принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства. С работами древнерусских иконописцев XVII века знакомит творчество Симона Ушакова и других мастеров московской Оружейной палаты. Каждая из этих икон, наполненная духовностью, плод Божьего вдохновения и высочайшего мастерства древнерусских иконописцев.
Андрей Рублев. Троица
Троица
1420-е , 141×114 см
Произведения русской живописи XVIII века начал собирать еще П. Третьяков, хотя большая часть произведений этого периода в Третьяковскую галерею поступила уже после смерти ее основателя. Жемчужиной его коллекции cтала картина В. Боровиковского «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
М.И. Лопухиной».
Сегодня в галерее представлены замечательные полотна русских мастеров XVIII века — И. Никитина, А. Антропова, А. Лосенко, Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского. Музей хранит картину первого профессионального художника в России — И. Никитина, который учился живописи в Европе. Его работа «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
графа Г. И. Головкина» — первого канцлера Российской империи проникнута пафосом государственности и ярко характеризует петровскую эпоху преобразований.
Картина А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» написана в историческом жанре и знакомит с творчеством первых выпускников Петербургской Академии художеств. О блестящих достижениях художников в портретном жанре, об их стремлении раскрыть внутренний мир человека говорят произведения Ф. Рокотова «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
А.П. Струйской», «Портрет графа А.И. Воронцова», Д. Левицкого «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
М.А. Дьяковой»".
В Третьяковской галерее хранится великолепное собрание русской живописи первой половины XIX века, которое представлено творчеством О. Кипренского, А. Тропинина, С. Щедрина, А. Венецианова, К. Брюллова, А. Иванова, П.Федотова. В это время формируется романтическое направление в живописи, и блестящая традиция русского портрета переживает свой расцвет. Яркий пример романтического портрета — произведение О. Кипренского «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
А.С.Пушкина».
В творчестве А. Венецианова появляется новая тема — тема крестьянского быта, в котором художник увидел гармонию естественного существования на лоне природы («На пашне. Весна»). Романтический пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
представлен творчеством С. Щедрина, работавшего в Италии. В его картинах природа стала идеалом гармонии человека и мира («Веранда, обвитая виноградом»).
Творчество живописца академического направления К. Брюллова занимает важное место в коллекции галереи. Его произведения, ставшие хрестоматийными, являются гордостью собрания: «Всадница», «Вирсавия», «Итальянский полдень», «Праздник сбора винограда».
В этом разделе экспозиции находится наиболее значимая работа первой половины XIX века — картина А. Иванова «Явление Христа народу», над которой художник работал в Италии более 20 лет. В ней отразились нравственные и духовные искания автора.
Завершается раздел русской живописи первой половины XIX века произведениями мастера бытового жанра П. Федотова: «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора».
Третьяковская галерея хранит богатейшую коллекцию русской живописи второй половины XIX века, которую бережно и неутомимо собирал П.Третьяков. Демократическое направление в искусстве отразилось в творчестве художников-передвижников, которые выбирали острые злободневные сюжеты. В галерее широко представлено творчество великих передвижников: В. Перова, И. Крамского, Г. Мясоедова, К. Савицкого, В. Маковского, В. Васнецова, А. Саврасова, И. Шишкина, В. Поленова и других.
Музей также хранит ряд замечательных портретов второй половины XIX века, в которых воплотился нравственный идеал эпохи. П. Третьяков заказал художникам портреты знаменитых своих современников «людей, дорогих нации, лучших ее сынов», которые своим талантом возвеличили славу России. Так в галерее появились произведения В. Перова «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Ф.М. Достоевского», И. Крамского «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Л.Н. Толстого», «Портрет Н.А. Некрасова», позже П. Третьяков приобрел «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
М.П. Мусоргского» у его автора И.Репина.
Пейзажи второй половины XIX века отличаются разнообразием: в галерее можно полюбоваться романтическими пейзажами Ф. Васильева («Мокрый луг»), декоративными работами А. Куинджи (Ночь на днепре"), пленэрными произведениями В. Поленова («Московский дворик») и собранием монументальных полотен «богатыря русского леса» И. Шишкина («Рожь»). Среди всех работ выделяется лирический пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
А. Саврасова «Грачи прилетели», который на выставке передвижников в 1871 г. был назван «душой русского народа».
В Третьяковской галерее достойно представлено творчество «трех богатырей русской живописи» — И. Репина, В. Сурикова и В.Васнецова. Среди работ И. Репина привлекают: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», «Крестный ход в Курской губернии».
Произведения мастера исторического жанра В. Сурикова знакомят с драматическими событиями в истории России: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове».
С творчеством В. Васнецова знакомят произведения «Богатыри», «Аленушка», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван Царевич на сером волке», в которых художник обратился к образам русских былин, сказок и передал колорит и дух старины.
В Третьяковской галерее ярко представлено творчество художников рубежа XIX—XX ст. В это время в русской живописи зарождаются новые тенденции в творчестве молодых художников: И. Левитана, В. Серова, М. Врубеля, К. Коровина, М. Нестерова, В. Борисова-Мусатова, Н. Рериха, А.Головина. Появляются художественные объединения «Мир искусства», Союз русских художников, «Голубая роза», с ними связаны имена русских художников и графиков К. Сомова, П. Кузнецова, Н. Сапунова, С. Судейкина, Н.Крымова.
Зарождается новое национально-романтическое направление, которому свойственно творческое осмысление народного искусства, пробуждение интереса к древнерусской архитектуре, монументальной живописи. С национальным романтизмом в живописи связаны произведения М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», Ф. Малявина «Вихрь», М. Врубеля «Царевна Лебедь». Импрессионистическое направление этого времени демонстрируют произведения В. Серова «Девочка с персиками», К. Коровина «Розы и фиалки», И. Грабаря «Мартовский снег», И. Левитана «Март».
Стиль модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Читать дальше
, орнаментальный и декоративный, представлен картинами М. Врубеля «Демон», В. Борисова-Мусатова «Изумрудное ожерелье» и другие.
Коллекция русского авангарда, принадлежащая Третьяковской галерее, по праву считается одной из лучших в мире. Основу коллекции составили произведения музея живописной культуры, который был расформирован в 1929 г. Позже собрание значительно пополнилось в 1977 г., когда московский коллекционер Г. Костаки преподнес в дар Третьяковской галерее около 2 000 работ русских авангардистов.
В этом разделе экспозиции представлены работы художников объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»: М. Ларионова, Н. Гончаровой, П. Кончаловского, И. Машкова, К. Малевича, Д.Бурлюка. Последующее развитие авангарда отражают сюрреалистические работы М. Шагала, картины В. Кандинского, который обосновал принципы абстрактного экспрессионизма и К. Малевича — основателя супрематизма. Кубизм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
Читать дальше
и футуризм нашел свое отражение в творчестве А. Экстер, Л. Поповой и Н. Удальцовой, которых называли «амазонками русского авангарда». Идеи конструктивизма воплотились в картинах В. Татлина, А. Родченко, Эль Лисицкого. Именно в русском искусстве в начале 1910-х гг. произошло открытие принципов беспредметного творчества и произведение К. Малевича «Черный квадрат» стало символом искусства ХХ ст.
С 1930-х гг. русское искусство развивается в русле социалистического реализма. Творчество А. Дейнеки, Ю. Пименова, А. Пластова, Т. Яблонской, М. Савицкого, А. Лактионова, Б. Йогансона, И. Бродского, П. Корина рассказывают уже о социалистической действительности.

Во второй половине ХХ века возникает московский андеграунд
1960-е годы стали революционными в мире культуры и искусства. Начавшись со знаменитых "битников", движение, отрицающее мейнстрим и поп-культуру, пробудилось к жизни и в Европе. Художники, писатели, философы, протестующие против социальных устоев цивилизованного послевоенного мира, попадали на периферию культурной жизни, образуя сообщества, которые жили и творили по своим правилам. Так появился андеграунд (от английского слова underground - "подпольный") - течение, в которое вошли мастера, создающие независимые, запрещенные и неформальные виды произведений современного искусства. Читать дальше
и художники начинают отстаивать свободу творчества. В этом движении появляются новые направления соц-арт и концептуализм. Яркие представители этих направлений современного нам искусства — Г. Брускин, И. Чуйков, И.Кабаков.
В Государственной Третьяковской галерее представлены величайшие шедевры русской живописи. Их высокий художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли московскому музею мировую известность.