Живопись маслом представляет собой технику изобразительного искусства, при которой зрительные образы передаются при помощи нанесения на жесткую или гибкую поверхность смеси сухих пигментов и растительного масла. В качестве твердой основы художники используют деревянные доски, листовую медь, оргалит, древесностружечные плиты, картон и бумагу. Для гибкой поверхности выбирают прочную ткать из волокон льна, хлопка, шелка и шерсти. Неровности полотна создают дополнительное отражение света, поэтому фактура ткани стала одним из ключевых элементов техники. На поверхность основы наносят грунт, промежуточный слой для фиксации текучего масла и прочной связи цветовой фактуры с основой. Качество грунта определяет долговечность картины и яркость оттенков. Главными элементами масляной живописи служат "прозрачные" или "укрывные" пигменты и масло семян льна, мака или грецких орехов. Вековая эволюция техники превратила её в разностороннее и влиятельное направление изобразительного искусства.
Со времен античности известна техника смешивания пигментов в отбеленном льняном масле и получения стойкого материла для нанесения рисунка. Периодом рождения живописи маслом искусствоведы считают начало XV века, когда нидерландский художник
Ян ван Эйк продемонстрировал новые живописные возможности техники: яркое и сочное цветовое разнообразие, преломляющую способность покрытия, взаимопроникновение сложных оттенков и наложение слоев друг на друга. Продолжительное время высыхания позволило вносить изменения в картины и не требовало от мастеров высокоточного планирования деталей. Живописцы добавляли в масляную смесь лак и придавали произведению блеск и свечение.
Картины Яна ван Эйка сохранились на протяжении 500 лет и поражают современников мастерством техники.
Масляные краски делят на минеральные и органические в зависимости от красящего вещества: пигмента или маслорастворимого красителя. Источником минеральных красок являются оксиды металлов. Органические красители получают из растений или животных: продукты сжигания костей и древесины, жизнедеятельности животных и насекомых. Инструменты для масляной живописи - кисти из мягкой и жесткой щетины, натуральной или синтетической. Дозирование и смешивание красок проводят на палитре – пластине из дерева. Подготовительный рисунок художник создает углем или мягким графитом. Картины с однослойным изображением подразумевают завершение работы за один прием и требуют художественного мастерства, многослойные имеют чередование слоев прозрачных и полупрозрачных красок. На протяжении пяти веков мастера масляной живописи создали обширную коллекцию крупноформатных и миниатюрных полотен. В XX веке техника утратила популярность: развитие химической промышленности позволило использовать новые материалы.
Известные картины масляной живописи:
«
Портрет четы Арнольфини» 1434, «
Благовещение» 1436 Ян ванн Эйк; «
Дама с горностаем» 1481, «
Мона Лиза (Джоконда)» 1501 Леонардо да Винчи; «
Суд Соломона» 1617, «
Три грации» 1634 Питер Пауль Рубенс; «
Завтрак на траве» 1863, «
Бар в Фоли-Бержер» 1882 Эдуар Мане; «
Материнство» 1899 Поль Гоген.
Известные художники:
Ян ван Эйк,
Тициан,
Томас Гейнсборо,
Эдгар Дега,
Джон Сингер Сарджент,
Пьер Огюст Ренуар,
Винсент ван Гог.