Описание картины «Похищение Европы»
Идея полотна «Похищение Европы», написанного Тицианом в Венеции в 1560-х годах, была навеяна поэмой Овидия «Метаморфозы» - уникальным сборником античных мифов. Наряду с другими картинами, темой которых стали сюжеты из греческой мифологии, «Похищение Европы» было создано для испанского короля Филиппа II. Позже картина вместе с двумя другими произведениями Тициана – «Диана и Каллисто» и «Диана и Актеон» - была передана испанским королем Филиппом V послу Франции герцогу Грамонту, который представил этот дар ко двору Филиппа II, герцога Орлеанского. Произведение оставалось в Орлеанской коллекции вплоть до 1896 года. Бернард Бренсон, американский историк и искусствовед, приобрел «Похищение Европы» у графа Дарнли по поручению знаменитой американской коллекционерши Изабеллы Стюарт Гарднер. Полотно замечательно сохранилось, сегодня его можно увидеть в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, штат Массачусетс, США.
Красавица Европа была единственной дочерью Агенора, царствовавшего в богатом финикийском городе Сидоне. Однажды она увидела сон, в котором за нее боролись две женщины. Одна из них привиделась Европе как материк Азия, а вторая – как земля, находящаяся за морем. В борьбе Азия проиграла и уступила Европу второй женщине. Проснувшись, Европа обратилась к богам с молитвами, прося отвратить от нее возможное несчастье. После она созвала подруг и отправилась с ними гулять на морской берег.
Прекрасная девушка приглянулась Зевсу, главному над богами. Решив похитить Европу, Зевс-громовержец обернулся белым быком и присоединился к стаду, пасшемуся у моря, где в то время прогуливалась Европа со своими спутниками. Красота белого быка покорила девушку: она приблизилась к существу с протянутой рукой, и бык остался спокойным. Европа стала играть с покорным животным, украсила его рога гирляндами цветов, а после взобралась к нему на спину. Тут-то озорной Зевс и унес ее в море. Девушка в ужасе вцепилась в прекрасного быка, который помчался с ней навстречу пенным волнам.
Тициан изобразил на своей картине несущегося на гребне волны Зевса в образе быка; на его спине прекрасная Европа одной рукой держится за рог, а второй машет красным тонким шарфом, пытаясь привлечь внимание оставшихся на берегу подруг. Спутники Европы видят, как она удаляется в море, но бессильны предпринять что-либо. Драматическая составляющая – грозный шипастый морской монстр, которого Тициан поместил на переднем плане, символизирует безысходность происходящего: ведь Европа скорее останется на спине быка, нежели даст пожрать себя чудищу. Вслед за быком плывет амур на спине дельфина, подражая позе Европы – возможно, насмехаясь над ее бедственным положением. Диагональная композиция, выбранная художником для этой работы, придает фигурам ощущение движения, которому вторит изгибающийся берег и неровная горная гряда.
Согласно мифу, Зевс перенес Европу на остров Крит. От этого союза появились на свет трое сыновей: Радаманф, Сарпедон и Минос, ставший царем столицы Крита — Кносса, колыбели первой европейской цивилизации. Как знак любви Зевса к Европе, на небе появилось созвездие божественного быка - Тельца.