Источник картины Питера Брейгеля
«Вавилонская башня» - Книга Бытия, где повествуется о благодатной земле в долинах рек Тигр и Евфрат. Там люди, возгордившись, задумали построить башню, которая достанет до неба. Разгневавшись, Бог смешал их языки. Люди перестали понимать друг друга, а башня так и не была построена.
Вавилонская башня была одним из самых распространённых мотивов нидерландской живописи XV-XVI веков. Объяснялось это интересом не столько к Библии, сколько к современности. Приморские города стремительно росли, они были переполнены приезжими торговцами и проповедниками, формировались и тут же вступали в конфликты различные религиозные группы. Только за первую половину XVI века население Антверпена, где работал Брейгель, удвоилось; не меньше тысячи из его жителей составляли иностранцы. Всё это создавало сильное мультикультурное напряжение, позволявшее сравнивать современные Брейгелю Нидерланды с Вавилоном.
Но, несмотря на распространённость сюжета, никому до Брейгеля не удавалось столь достоверно передать чудовищные размеры строения. Его «Вавилонская башня» поражает размахом, доскональным знанием инженерных тонкостей и проработкой мельчайших деталей. В ней наилучшим образом проявляется уникальный метод Брейгеля, соединяющий трудносовместимое – панорамную живопись и миниатюру.
По внешнему виду башня Брейгеля – это нечто среднее между оживлённым муравейником или ульем и Колизеем, который художник, несомненно, мог видеть в Риме. В левом нижнем углу Брейгель изображает царя Нимрода, окружённого свитой, который приехал проинспектировать ход строительства, и упавших перед ним на колени каменщиков.
Брейгель показывает, как по реке к стройке подвозятся камни и брёвна (точно так же строительные материалы доставлялись в Антверпен). Лестницы, строительные леса, подъемный механизм, позаимствованный прямо с рыночной площади Антверпена, опоясывающие башню контрфорсы, нужные, чтобы противодействовать боковому распору, – художник очень точен в передаче инженерных моментов.
Башня возводится неравномерно. На разных уровнях показаны разные этапы строительства. Нижние этажи башни уже заселены – в окнах и дверных проёмах можно разглядеть жителей, а на верхних уровнях кипит работа. Но её рассогласованность, придающая башне сюрреалистический вид, говорит о том, что разделение языков уже совершилось или вот-вот произойдёт, что люди уже перестали коммуницировать друг с другом и дело вряд ли будет доведено до завершения.
Известно, что Брейгель писал картины на этот сюжет не менее трёх раз. Сохранились две из них: «большая» «Вавилонская башня» хранится в Вене, а
«малая» – в Роттердаме.
Автор: Анна Вчерашняя