войти
опубликовать

Наполеон на перевале Сен-Бернар I

Жак-Луи Давид • Живопись, 1803, 246×231 см
$52
Цифровая версия: 879.6 kB
1576 × 1876 px • JPEG
35.3 × 37.6 см • 113 dpi
26.7 × 31.8 см • 150 dpi
13.3 × 15.9 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
0
О работе
Альтернативные названия: Переход Наполеона через Альпы
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет, Историческая сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1803
Размер: 246×231 см
Регион: Вена
Работа в подборках: 39 подборок
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание картины «Наполеон на перевале Сен-Бернар I»

Кое-кто считает картину «Наполеон на перевале Сен-Бернар» деревянной и безжизненной, кое-кто – доказательством неспособности Жака-Луи Давида зафиксировать движение. Некоторые видят в ней не искусство, а чистую и незамутнённую пропаганду. Кто-то зубоскалит над её напыщенной монументальностью, а кто-то воспринимает её как своего рода начало финального этапа карьеры автора перед тем, как он официально стал художником-лакеем Наполеона. Но, что бы не говорили (или что бы не сказали ещё), это, возможно, лучший портрет Наполеона Бонапарта, который когда-либо появлялся на свет.

Исторический экскурс

Портрет, созданный за четыре месяца – с октября 1800 года по январь 1801-го – сигнализирует о наступлении нового века. После десятилетия постреволюционного террора и неопределённости Франция вновь начала накапливать силы и влияние. За этим стоял, конечно же, генерал Наполеон Бонапарт, который в 1799 году организовал восстание против революционного правительства (a coup d’état, государственный переворот), назначил себя Первым консулом и фактически стал самым влиятельным человеком в стране (а несколько лет спустя объявил себя императором).

В мае 1800 года он провёл свои войска через Большой перевал Сен-Бернар в Альпах в Италию, захваченную австрийцами, которых разгромил в июне в битве при Маренго. Именно этот эпизод и увековечен в полотне Жака-Луи Давида. Победа французов дала им возможность сблизиться с королём Испании Карлом IV. В знак новых отношений между двумя странами он заказал портрет Наполеона, намереваясь разместить его в Королевском дворце в Мадриде среди изображения других великих военачальников.

Наполеон и портрет

Как известно, Наполеон не слишком содействовал Давиду в создании картины. Он отказывался позировать для неё, утверждая, что: «Никто не знает, похожи ли портреты великих людей на них самих, достаточно того, что их гений живет в этих картинах». Всё, с чем пришлось работать художнику – это более ранний портрет и военная форма, которую носил Наполеон при Маренго. Давиду позировал один из его сыновей, одетый в мундир и сидящий на лестнице. Вероятно, этим можно объяснить юношеское телосложение генерала.

Однако Наполеон не полностью отстранился от процесса. Именно он дал указание художнику написать конный портрет «calme sur un cheval fougueux» («спокойствие на горячей лошади»), что Давид и сделал. В конце концов, как ещё можно было продемонстрировать, что правитель обладать властью, здравым смыслом и самообладанием? Тот факт, что Наполеон на самом деле не руководил переходом войск через Альпы, а последовал за ними пару дней спустя по узкой тропе на спине мула, не имеет значения!

Описание

Как и многие верховые портреты – жанр, который предпочитают правители – «Наполеон на перевале Сен-Бернар» – это символическое изображение власти. Наполеон представлен на вставшем на дыбы арабском жеребце. Перед ним мы видим гору, на заднем плане в тени скал передвигаются французские военные, а дальше вниз по линии развивается триколор – национальный флаг Франции.

Правая рука Бонапарта без перчатки указывает на невидимую вершину, побуждая двигаться вверх скорее нас, а не солдат на расстоянии. Поднятые руки часто встречаются в работах Давида, хотя в данной композиции рука повторяет склон горного хребта. Вместе с линией плаща они создают ряд диагоналей, уравновешенных облаками справа. Общий эффект стабилизирует фигуру Наполеона.

Пейзаж рассматривается как декорация для героя, а не как объект сам по себе. Например, на скале слева внизу имя Наполеона вырезано рядом с именами Ганнибала и Карла Великого – двух других военачальников, которые провели свои войска через Альпы. Давид также использует ландшафт, чтобы усилить то, что он хочет сказать о своём персонаже. С точки зрения масштаба Наполеон и его конь доминируют в живописной плоскости. И если может показаться ьл, что фигура с вытянутой рукой и взмывающим плащом повторяет пейзаж, то в равной степени можно утверждать, что именно ландшафт повторяет Наполеона и в конечном итоге подчиняется его воле. Давид, похоже, полагал, что этот человек, чьи достижения будут жить в веках, может сделать что угодно.

Пять версий

Наполеон был явно польщён. Он приказал написать ещё три версии, а Давид вдобавок создал ещё одну. Отражая широту европейских завоеваний французского правителя, одна была выставлена в Мадриде, две – Париже и ещё одна – в Милане.

Оригинал оставался в Мадриде до 1812 года. После того, как Жозеф Бонапарт – брат Наполеона – отрёкся от испанского престола, он забрал работу с собой в изгнание в Соединённые Штаты. Картина переходила его потомкам до 1949 года, пока Евгения Бонапарт не завещала её музею в Шато-де-Мальмезон.

Версия, созданная для Шато-де-Сен-Клу в 1801 году, спустя 13 лет была изъята прусскими солдатами фельдмаршала Блюхера. Он предложил её Фридриху Вильгельму III, королю Пруссии. В настоящее время полотно находится во дворце Шарлоттенбург в Берлине.

Копия, написанная в 1802 году для Дома инвалидов, была снята и помещена в запасники после реставрации Бурбонов в 1814 году. Но в 1837 году по распоряжению короля Луи-Филиппа была перенесена в организованный им музей в Версальском дворце, где хранится до сих пор.

Холст 1803 года был доставлен в Милан, но в 1816 году его конфисковали австрийцы. Тем не менее, жители города нашли способ задержать его до 1825-го. В 1834 году картину окончательно поместили в венский Бельведер, где она остаётся и по сей день.

Пятый вариант, который хранился в мастерской Давида до его смерти в 1825 году, был выставлен на Базар-Бонн-Нувель в 1846 году. Четыре года спустя дочь художника Полина Жанин предложила его будущему Наполеону III, который повесил портрет во дворце Тюильри. В 1979 году он был передан в музей Версальского дворца.

Заключение

В 1801 году Давиду получил звание Premier Peintre (первого художника) Наполеона. Можно задаться вопросом, как он относился к этой новой роли. Конечно, Давид боготворил этого человека. «Voilà mon héros» («Вот мой герой»), сказал он своим ученикам, когда генерал впервые посетил его мастерскую. И, возможно, он гордился тем, что помог создавать и сохранять публичный имидж Наполеона. Примечательно, что он поставил подпись и дату на картине «Наполеон на перевале Сен-Бернар» на нагруднике лошади – той части упряжи, которая крепко удерживает седло на месте. Нагрудник также оказывает давление, сдерживая животное, и, проводя параллели и учитывая более поздние масштабные заказы, такие как «Коронация Наполеона», возникает вопрос: не подавлял ли «герой» своим покровительством творческий гений Давида?

Однако в «Наполеоне на перевале Сен-Бернар» искра всё ещё присутствует. Во многом, благодаря, как выразился сам художник, «возвращению к чистому греческому». В этой картине он сформировал архетип, который можно найти на медалях и монетах – мгновенно узнаваемого и бесконечно воспроизводимого героя всех времён.

Автор: Влад Маслов
Комментарии