Александр Александрович Дейнека (8 (20) мая 1899, Курск - 12 июня 1969, Москва) - художник, известный в первую очередь как создатель цикла работ о счастливых советских людях, занимающихся спортом и радостно трудящихся на фабриках, заводах и в шахтах. Но Дейнека не так прост. Ведь ко всему этом он еще и художник, которого в нынешнем XXI веке называют остросовременным модернистом.
Особенности творчества художника Александра Дейнеки: плакатность, монументальность; синтез жанров (плакат, графика, станковые картины, монументальные росписи), иногда в одном произведении; радостное, оптимистическое изображение советской действительности; увлеченность темой спорта, изображение крепких, спортивных советских людей, соревнований, эстафет; выражение силы, энергии, мощи в любом произведении; асексуальность моделей, отсутствие индивидуальности изображаемых, типизация.
Известные картины Александра Дейнеки:
"Сбитый ас",
"Будущие лётчики",
"Оборона Севастополя".
Чаще всего об Александре Дейнеке говорят как о создателе образа «счастливого советского человека». Между тем, это далеко не весь Дейнека. Нет-нет, мы не запишем его в диссиденты, им Дейнека не был. А кем был, так это лидером. Ему жизненно необходимы были масштаб, пространство, признание. Такое явление как «писать в стол» для него не существовало. Дейнека непременно желал быть успешным, а создавать что-то ради самого процесса – это не о нем. Он искренне верил в советский строй, горячо принял революцию, был уверен в счастье всех этих спортивных мужчин и женщин, бегающих в эстафетах, спускающихся в шахты, тянущих доверху груженные телеги, строящих самолеты и летающих на них.
Биография Александра Дейнеки: детство и юность
Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он – лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать – обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что
мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии.
Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у
Игнатия Нивинского и
Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что
«композиция – это очищение сюжета от всего лишнего».
Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С
Пименовым и
Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу – обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» – тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?
Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых
«Безбожник у станка»,
«Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (
1,
2). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался...
Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
Составляющие благополучия для Дейнеки выглядели так: масштаб, успех, большие картины. 30-е годы в этом смысле оказались удачными. Он наконец получил возможность развернуться в пространственном отношении: оформил фабрику-кухню в Филях, позже создал декоративное панно для Театра Красной Армии, оформил станцию метрополитена «Маяковская». На это десятилетие пришлись поездки на Донбасс и в Крым, и заграничное турне по Европе и США, из которого он привез великолепные рисунки, эскизы и картины. Кстати, далеко не все из них проникнуты духом разоблачения «загнивающей буржуазии». Привез он из поездки изысканных парижанок (
1,
3),
великолепных римских монахов,
прекрасные пейзажи.
У художника Александра Дейнеки было всё, чем могла обласкать советская власть, при этом его ценили и за границей: в 1937 году он получил золотую медаль Парижской всемирной выставки, через два года за мозаики для станции «Маяковская» взял Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке.
Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
Страшное время Второй мировой войны открыло новую грань таланта художника Дейнеки. В картинах военной Москвы он выступает как лирик, с щемящей горечью показывая терпящие бедствие города. И, конечно, пишет легендарную «Оборону Севастополя» – эпическое полотно.
Послевоенные годы стали для Дейнеки тяжелым периодом. Атмосфера сгущается, упреки в модернизме и «непонимании задач партии» вдохновения тоже не придают. Встречаются среди его работ этого периода те, которыми он
явно спешил доказать свою благонадежность. Впрочем, до опалы дело не дошло, в целом биография Дейнеки шла по благополучному сценарию, но, к примеру, с должностью главы Московского института декоративного и прикладного искусства расстаться пришлось.
Другой Дейнека
Другой Дейнека мало изучен, но он вне всяких сомнений есть. Художник Дейнека – это не «про политику», это, в первую очередь, мощный заряд энергии, это сила, торжество жизни. Его спортивные, подтянутые, как на подбор, крепкие юноши и девушки заставляют вспомнить античных героев, Древнюю Грецию с ее культом тела. На картинах Александра Дейнеки это тело не аристократическое, а пролетарское, не изнеженное, а закаленное в труде. Но, как у эллинов, – бессмертное. Вот только бессмертие героев Дейнеки особого рода. Ему в вину нередко ставят отсутствие индивидуальности у его «счастливых советских». Действительно, на большинстве картин эти
спортсменки-комсомолки-красавицы, как и трудящиеся или
состязающиеся мужчины рядом с ними, лишены индивидуальных черт. Замечание во многом справедливое (хотя
есть и исключения), но, во-первых, не будем забывать, что в Стране Советов роль личности сводили к «винтику и шурупику», а во-вторых, здесь и таится разгадка бессмертия героев Дейнеки. Оно – не в бесконечном увеличении отдельной человеческой жизни и уж тем более не в божественном происхождении персонажей, а именно во взаимозаменяемости этих
сильных, здоровых, крепких тел. Некоторые современные искусствоведы (например, Наталья Александрова) считают, что творчество Дейнеки стоит определять как модернизм, искусство глубоко личностное, направленное от человека к человеку. «Другой Дейнека» писал лирические пейзажи (серия
«Сухие листья»), не «советских социалистических»
обнаженных натурщиц,
богоподобных рыбачек и рисовал советские плакаты, которые хоть сейчас ставь на обложку американских журналов. Собственно, в 1936 году на обложке январского выпуска Vanity Fair
красовался рисунок Дейнеки. А разве эти рисунки не украсили бы, к примеру, The New Yorker (
1,
2,
3,
4)?
Он же, этот напрочь надежный советский гражданин и товарищ, в 30-е годы писал в письме жене:
«Я всё вижу, я всё понимаю, а если бы не ты, – я бы пустил себе пулю в лоб». О чем это? Что именно он видел и понимал?..
Его же великий
Анри Матисс называл самым талантливым из советских художников и
«ушедшим вперед в своем художественном развитии». И действительно разве могли Матиссу не понравиться
эти юноши? И разве не очевидна связь между ними или
футболистами Дейнеки и легендарным
«Танцем» Анри Матисса?
Перечисление званий и наград художника Александра Дейнеки составило бы целый реестр: там и Ленинская премия, и Герой Социалистического труда, и действительный член Академии художеств СССР и прочая, прочая. Он был любим и обласкан властью, его упрекали в модернизме, он был модернистом, он был советским художником, он был гораздо больше, чем советским художником. Сила, энергия, страсть – явления, актуальные при любом политическом строе. Наверное, именно поэтому дорога в бессмертие, которую Дейнека проложил для героев своих картин и плакатов, не прервалась вместе с породившим соцреализм общественным строем.
Автор: Алена Эсаулова