В середине XVI столетия карательные отряды испанцев под предводительством фанатика герцога Альбы «огнём и мечом» прошлись по территории Нидерландов (в те времена – испанской колонии), чтобы истребить протестантизм и ереси. После них остались пепелища костров и горы трупов, счет которых шёл на тысячи. Король Испании и ярый католик
Филипп II Габсбург заявлял:
«Я скорее пожертвую ста тысячами жизней, чем перестану преследовать еретиков!» Под впечатлением от этих событий Питер Брейгель создал одну из самых страшных и одновременно самых впечатляющих своих картин
«Триумф смерти».
Мы не располагаем достаточным количеством данных, чтобы утверждать, был ли сам художник католиком или протестантом и чья правота была для него очевидной. В «Триумфе смерти» он создаёт величественную апокалиптическую панораму, состоящую из нагромождения многофигурных групп, связанных темой гибели. Смерть настигает героев Брейгеля кругом: в массовом побоище и индивидуальном поединке, за работой, за трапезой и даже на любовном свидании (сцена в правом нижнем углу). Он неё невозможно укрыться. От неё нет защиты. Смерть – вездесуща.
В геометрическом центре картины мы видим гротескное изображение всадника апокалипсиса – скелета на тощей лошади, врывающегося куда-то прямо в гущу кипящей битвы. Полчища скелетов, щитами которым служат крышки их гробов, являют собой войско смерти, её верных ратников. Они не разбираются в ранге своих жертв – скелеты настигают и короля (в левом нижнем углу), и кардинала, и карточного шулера, и купцов, и крестьян.
Любовь Брейгеля к панорамным необозримым пейзажам в «Триумфе смерти» оборачивается чудовищным ландшафтом, напоминающим выжженную пустыню и усеянным виселицами, голыми остовами деревьев и столбами для колесования. Трава пожелтела и высохла. Вода, судя по плавающим в ней трупам, заражена. За холмами видно алое адское пожарище. Воздух отравлен дымом и смрадом.
Однако страшнее всего в «Триумфе смерти» не всё перечисленное выше, а полное отсутствие идеи искупления. Её не видно ни по эту сторону жизни, ни после смерти. В тщетной надежде люди ломятся под черную поднятую дверь с изображение креста, но и она написана так, что выглядит скорее мышеловкой, которая вот-вот захлопнется, чем островком спасения.
Автор: Анна Вчерашняя