войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

8,5 миллионов долларов за тортики: штрихи к портрету Уэйна Тибо

15 ноября отмечает 100-летний юбилей художник, чьи работы — само олицетворение уюта, спокойствия и тихой радости. Кажется, конфетная идиллия с картин Тибо отражает размеренную стабильность его жизни. В биографии художника сложно найти резкие повороты, какие-то особые взлеты или падения. Он постепенно, но уверенно шел к успеху, продолжая оставаться бок о бок с более сумасбродными и скандальными коллегами.
8,5 миллионов долларов за тортики: штрихи к портрету Уэйна Тибо

В тени света прожекторов

Большую часть жизни Тибо прожил в Калифорнии, за исключением первого года жизни, проведенного в Аризоне. Карьеру в искусстве он начал в 1936 году на студии Уолта Диснея. Там ему, еще школьнику старших классов, доверили рисовать промежуточные кадры в мультфильмах о Гуфи, Пиноккио и других. Он продержался там всего три месяца, так как его уволили за участие в профсоюзной деятельности.
Одной из причин, побудившей будущего художника увлечься творчеством — серьезная травма спины в 16-летнем возрасте в результате занятий спортом. Одним из направлений было участие в школьных театральных постановках в роли декоратора и осветителя. Тибо любил управлять прожектором: он должен был следить за тем, чтобы актеры все время оставались в ореоле света. В будущем спектральные оттенки, характерные для луча прожектора, станут фирменным знаком художника.
Из-за того, что его взросление происходило в разгар экономического упадка на фоне Великой депрессии, Тибо решил выбрать коммерческое направление искусства. Он обучался навыкам рисования вывесок, иллюстраций и карикатур в торговой школе Фрэнка Виггинса в Лос-Анджелесе. После окончания школы в 1938 году ему пришлось сменить немало профессий.
Уэйн Тибо. Автопортрет, 1973 

Например, он работал официантом в кинотеатре, где ему порой поручали

Уэйн Тибо. Автопортрет, 1973

Например, он работал официантом в кинотеатре, где ему порой поручали рисовать рекламные плакаты. Впечатления того времени впоследствии глубоко отпечатались в его работах.
Угощения, которые продавались перед кинозалом, часто будут появляться на его картинах: сладости, газировка, попкорн, автоматы с конфетами.

В 1941 году Тибо поступил на службу в военно-воздушные силы США, чтобы стать пилотом, но с авиацией у него не сложилось. В итоге он служил в качестве художника-карикатуриста, а также участвовал в создании учебных и пропагандистских фильмов под командованием Рональда Рейгана в Первом кинематографическом подразделении ВВС США. После войны он продолжил работу коммерческим художником — на этот раз в сети аптек Rexall. Там он познакомился с коллегой, который убедил Тибо изучать изобразительное искусство.

От коммерческого искусства к коммерческому успеху

Так, уже в 30-летнем возрасте он поступил в Калифорнийский государственный университет, где получил степени бакалавра и магистра. После этого он решил совмещать карьеру преподавателя искусств с написанием картин. Он нашел работу в Городском колледже Сакраменто, где проработал в течение 1950-х годов. В это время Тибо стал применять в своей живописи технические навыки, которые приобрел за годы работы в качестве коммерческого художника. Он начал писать небольшие холсты, изображающие блюда из витрин кафе и магазинов: пироги, пирожные, конфеты и рожки мороженого — с тщательно прорисованными многоцветными контурами и яркими тенями, характерными для рекламных плакатов. В то время как обычные натюрморты создаются художником, наблюдающим за реальными объектами, Тибо писал исключительно по памяти. Это позволяло создавать обобщенные, идеализированные ностальгические изображения.
В 1950-х годах в Сакраменто не было художественных галерей, поэтому Тибо выставлялся везде, где только мог: в магазинах и ресторанах, в фойе кинотеатра. Под впечатлением от объединений художников, которые он видел в Нью-Йорке, он основал кооперативную галерею в Сакраменто, сейчас известную под названием Artists Contemporary Gallery. В 1956 — 57 годах Тибо провел год творческого отпуска в Нью-Йорке, где познакомился с ведущими американскими художниками того времени. Среди них были абстрактные экспрессионисты Виллем де Кунинг и Франц Клайн, а также Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, чьи работы позже будут считаться решающими для возникновения движения поп-арт
Поп-арт – художественное движение, зародившееся в середине 1950-х годов в Великобритании, но наиболее широкое распространение получившее в США. Поп-арт стал дерзким вызовом традиционной живописи, поскольку в нем делалась ставка на изображения из массовой культуры, включая рекламу, комиксы, обыденные предметы и новости. Кроме прочего, появление поп-арта в США стало реакцией на серьезность и беспредметность абстрактного экспрессионизма. Новое поколение художников желало вернуться к предметной живописи, при этом внеся в свои работы некоторую несерьезность, иронию и приправить все это внушительной порцией китча. Читать дальше
. И хотя из-за интереса к повторяющимся объектам массовой культуры Тибо тоже часто вписывают в это направление, он сам отрицал свою причастность к поп-арту. Более того, он называл стиль Энди Уорхола «плоским и механистичным». На первый взгляд может показаться, что у работ Тибо действительно много общего с его творениями. Но при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что это не так.
Если в поп-арте само производство работ порой было основано на штамповке, подчеркивая однообразность и безликость масскульта, то на картинах Тибо даже кусочки одного и того пирога никогда не будут одинаковыми.
При помощи техники импасто, накладывая слои масляной краски густым слоем, словно сливочным крем, он всякий раз создает уникальный узор. В одном из обозрений в 1962 году арт-критик Макс Козлофф писал: «С помощью какой-то алхимии Тибо, похоже, вообще работает не с масляной краской, а с веществом, состоящим из муки, белка, масла и сахара».
В отличие от пересмешников — деятелей поп-арта — работы Тибо не критикуют современное общество потребления, а напротив, обращаются к самым теплым и ностальгическим образам американской культуры общественного питания. С этой точки зрения его картины по атмосфере и значению ближе к работам его соотечественника Эдварда Хоппера.

Живой классик

Самого себя Тибо относит скорее к ремесленнику, чем человеку от искусства: он предпочитает, чтобы его называли «рисовальщиком» (painter), а не художником (artist). И хотя его имя ассоциируется прежде всего с картинами, похожими на рекламу десертов, в коллекции его работ есть много интересного помимо съедобных натюрмортов: особо стоит приглядеться к городским пейзажам.
В 1972 году Тибо поселился в Сан-Франциско, что в значительной степени повлияло на его творчество. Он начал писать улицы города, еще больше усиливая их уникальность. Они и так славятся своей умопомрачительной крутизной, но художник берет такие углы обзора, что начинает казаться, будто те уходят к горизонту под прямым углом. Он так смело обращается с перспективой, что эти урбанистические виды приходится разгадывать, как ребусы, от которых может начать кружится голова.
При этом Тибо продолжает писать свои фирменные «десертные» натюрморты. «Я всегда был баловнем судьбы, прожил долгую жизнь, — говорит он. — Так что единственное, что мне остается, — это рисовать картины, наполненные счастьем». И очень многие желают обзавестись такими работами, преисполненными радости. Его картины продаются на аукционах за многомилионные суммы, что делает Тибо одним из наиболее высоко оплачиваемых художников среди живущих.
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$160
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$120
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$120
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$349
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$249
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Дарья Мотовилова. Вятская Джоконда
  • Реклама
Вятская Джоконда
2024, 80×60 см
$349
Оригинал
Рекорд держит пока картина Encased Cakes («Закрытые торты», 2011 год), которая в 2019 году ушла с мо
Рекорд держит пока картина Encased Cakes («Закрытые торты», 2011 год), которая в 2019 году ушла с молотка на аукционе «Сотбис» за 8 464 800 долларов.
Художественный музей Крокера в Сакраменто, где Тибо живет уже семьдесят лет, подготовил специальную выставку «Сотня Уэйна Тибо: картины, эстампы и рисунки» (экспозиция продлится до 3 января). За полтора месяца до дня рождения художника музей призвал всех желающих поздравить его письмом, стихотворением или самодельной открыткой — с целью собрать тысячу таких поздравлений к празднику. «У нас есть надежные сведения, что любимый десерт художника — лимонный пирог с меренгой, — отмечают сотрудники музея. - Поэтому мы предлагаем всем попробовать дома свои старые или новые рецепты и праздновать вместе с нами».